d9e5a92d

Что такое рынок?


Рыночный механизм обеспечивает координацию хозяйственной деятельности индивидов и фирм. Таким механизмом функционирования рыночной экономики является рынок. Выявление сущностных характеристик рыночной экономики позволяет определить соотношение между понятиями рыночная экономика и рынок. Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами децентрализованно на основе свободы выбора. Рынок — это форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционирования рыночной экономической системы.
Следовательно, рынок является обязательным компонентом рыночного, товарного хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, но и без рынка нет товарного производства.
Рынок характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения соответствующего типа экономической системы. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Необходимость рынка является объективно обусловленной теми же причинами, которые приводят к формированию товарного производства: развитое общественное разделение труда и экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности.
В истории экономической науки с развитием экономики понятие рынок наполнялось новым содержанием. Первона-
80
Что такое рынок?
чально рынок характеризовался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Позднее французский экономист-математик А. Курно подчеркивал, что рынок — это не просто рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и формируется сфера обращения, обмена как особая фаза воспроизводства, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Со стороны субъектов рыночных отношений рынок представляет собой совокупность покупателей (Ф. Котлер) или всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающую крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл).
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, но через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Итак, рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.
Рынок — это механизм передачи прав собственности.
Приведенные определения, разные по форме, описывают одно и то же экономическое явление. Как видно из определений, на рынке экономические субъекты делятся на две груWпы: покупателей и продавцов.
К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд,
81
Что такое рынок?
капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их.
В свою очередь, рынки не однородны. На рынке совершенной конкуренции имеется множество покупателей и продавцов, и поэтому ни один, отдельно взятый покупатель или продавец, не может оказать значительного влияния на цену. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования.



На таких рынках обычно число продавцов или покупателей небольшое.
На рынках совершаются сделки между покупателями и продавцами по определенным ценам. Обычно на конкурентном рынке преобладает одна цена, ее называют рыночной ценой товара.
Преимущества, недостатки и особенности рынка
Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:
• эффективное распределение ресурсов;
• возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
• гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. — рост цен на энергоносители — разработка альтернативных источников, ресурсосбережение);
• оптимальное использование результатов НТР;
• свобода выбора и действий;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей. Однако рынок характеризуется и рядом негативных сторон:
• не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;
• не сохраняет окружающую среду;
• не регулирует мировые богатства (рыбные);
• не создает коллективных средств (дамбы);
• не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);
• не обеспечивает фундаментальных исследований;
• удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;
• подвержен нестабильности. Особенности современной рыночной экономики:
• гибкое, адаптивное производство;
• целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;
• насыщенность товарами и услугами;
• изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30 % ВВП США);
• государственное регулирование конкуренции;
• формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих.
Таким образом, рыночная экономика представляет собой мноKосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитывают-
83
_______Преимущества, недостатки и особенности рынка_______
ся, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, является цена.
Рыночная экономическая система основывается на принципах:
частной собственности;
свободы предпринимательства и выбора;
конкуренции;
использования денег при обмене;
ограниченного вмешательства государства в экономику. Особенности современного этапа развития рынка в России:
• насыщенность (отсутствие дефицита) рынка потребительскими товара при относительно низком уровне доходов;
• высокий уровень монополизации (Подольскшвеймаш — 99,5 % выпуска швейных машин; Тихорецкий мясокомбинат — 99,8 % консервов для детей; Московская фабрика им. Красина — 53 % карандашей), в результате чего субъектами рынка являются крупные предприятия-монополисты, холдинги, концерны, ассоциации, ФПГ, созданные на базе бывших министерств;
• несформированность рыночной инфраструктуры: отсутствует земельный рынок, неразвит фондовый рынок, отсутствуют зерновые биржи, формируется рынок недвижимости;
• осложнены внешнеэкономические отношения, затруднен вывоз продукции за пределы региона;.
• участие большинства населения в формировании рыночной экономики только как покупателей предметов потребления в связи с бедностью, только 4 % богатых людей становятся реальными субъектами непотребительского рынка;
• большое число посредников, что ведет к удорожанию продукции;
• мафиозность многих рынков, на первом месте по уровню криминогенности среди которых стоит алкогольный рынок, на втором — зерновой, на третьем — нефтяной;
• протекционизм отечественным производителям через установление высоких пошлин, ограничений по ввозу количества товара (на основе баланса производства и норм потребления в РФ, например, лекарств);
• повышенный риск в связи с оппортунистическим поведением многих предпринимателей и ненадежной системой взаиморасчетов;
• низкий уровень экономической культуры российских
бизнесменов;
• олигополистическая структура большинства рынков.
84
/ Какие функции выполняет рынок?
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
• информационную;
• посредническую;
• регулирующую;
• санирующую.
Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническую функцию рынок выполняет, поскольку обеспечивает экономически обособленным производителям и потребителям в условиях глубокого общественного разделения труда поиск друг друга и обмен результатами своей деятельности.



Содержание раздела