d9e5a92d

Важная роль в рыночном регулировании


Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживая и других параметров. В то же время продавцу представляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Регулирующая функция рынка реализуется в его воздействии на производство через механизм конкуренции. Рынок дает ответ на вопросы, впервые поставленные П. Самуэльсоном: Что производить? Для кого производить?

Как производить?

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании
85
Какие функции выполняет рынок?
имеет соотношение спроса и предложения, определяющее равновесные цены. Действует регулирующая невидимая рука: предприниматель, имея в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем, в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им (А.Смит).

В современных условиях экономика управляется не только невидимой рукой рынка, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность хозяйства.
Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открcтия.

Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет.
По каким критериям классифицируются рынки?
Рынки характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям:
• по отраслевой принадлежности товара как объекта обмена — различные товарные рынки могут охватывать как рынок какого-либо конкретного товара, так и группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок обуви, черных металлов, одежды, сырьевых товаров);
• по объекту обмена и границам его охвата выделяются страновые или региональные товарные рынки, которые могут охватывать рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определенной отрасли одной страны или региона (например, рынок обуви Англии, рынок бытовой электротехники Японии);
• по сфере международного товарного обмена и отраслевой принадлежности объекта обмена выделяются мировые товарные рынки, объектами которых могут быть конкретные товары или группы товаров; они представляют собой совокупность национальных (страновых) рынков, в основе экономических отношений между их участниками лежит международное разделение труда (например, мировой рынок зерна, мировой рынок объектов капитального строительства);
• по отношению к национальным границам сферы обмена различают внутренний (местный) и внешний (иностранный) рынки;
• по характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг;
• по характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают рынок продавца и рынок покупателя: рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца и, наоборот, рынок, на котором предложение превышает спрос, — рынком покупателя;


• по характеру взаимоотношений между продавцом и покупателем различают рынки свободные, замкнутые, ре-
87
________По каким критериям классифицируются рынки?________
гулируемые. На свободных (открытых) рынках не существует ограничений для заключения коммерческих сделок между контрагентами. Под замкнутыми (закрытыми) рынками обычно имеют в виду внутрикорпорационные поставки ТНК, составляющие в целом около половины международного товарооборота. К регулируемым относят рынки, подпадающие под действие международных товарных соглашений, направленных на их стабилизацию (рынки сахара, кофе, олова и т. д.);
• по методам и объектам товарного обмена выделяют посреднические рынки: товарные биржи, аукционы, торги, на которых совершаются сделки купли-продажи товаров, обладающих определенными качественными характеристиками и свойствами;
• по видам продаж рынки классифицируются на оптовый и розничные: потребительский (розничный) рынок состоит из отдельных лиц или домохозяйств, которые покупают товары и услуги для личного пользования; институциональный (оптовый) рынок состоит из трех основных подгрупп:
— промышленно-производственный рынок (компании, которые покупают товары и услуги для производства собственных товаров и услуг);
— рынок перепродаж (оптовые и розничные торговцы);
— рынок государственных учреждений (федеральные ведомства, органы муниципального и местного управления).
Выделяют также субъектно-объектную структуру рынка, под которой понимается система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, характер, формы организации взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов и рыночных связей.
Субъектами рынка являются:
1) домашние хозяйства;
2) предприятия и финансово-кредитные учреждения, т. е.
фирмы;
3) государство.
Домашнее хозяйство — экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг.
Фирма — экономически производительная единица, имеющая своей целью получение максимального дохода.
Государство — система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую
88
________По каким критериям классифицируются рынки?________
власть в целях обеспечения контроля над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночных отношений выступают:
товары и услуги;
земля;
труд;
деньги;
ценные бумаги;
информация;
иностранная валюта.
Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
2.2. Закон спроса
г Как формируется спрос?
Важнейшей проблемой микроэкономики является механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные микроэкономические показатели — цены и объем произведенной продукции — складываются под воздействием спроса и предложения. Для удовлетворения потребностей индивидам необходимы товары и услуги.

Когда они желают купить их, то они предъявляют спрос товары и услуги.
Условия существования спроса:
• большинство благ не являются бесплатными; для их приобретения приходится жертвовать какими-то другими благами;
• у любого блага существуют субституты-заменители;
• выбор между субститутами основан на сопоставлении дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, т.е. количество товара, которое потребители согласны купить по определенным ценам в данный момент времени.
Спрос связывает покупаемые количества блага с жертвами, на которые приходится идти для приобретения этих количеств. Спрос зависит от цены товара; цен других товаров; дохода потребителя; предпочтений потребителя (вкусов); размера рынка (население).
Таким образом, спрос связывает количество товара с их ценой. Количество товара, на которое предъявлен спрос — это объем товаров, который потребители хотят купить. Желание покупателя приобрести товар выражается в том, что он располагает необходимой для этого суммой денег. м
Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.
Что выражает закон спроса?
Закон спроса: Если все прочие условия равны, то увеличение цены приводит к уменьшению количества покупаемых товаров и наоборот, т.е. закон спроса отражает обратную связь между ценой и количеством покупаемых благ.
Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Кривая спроса Qd = F(P), где Qd — величина спроса, Р — цена
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (величину спроса) по горизонтальной оси. Кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Важнейшим фактором спроса является цена на единицу блага в данный момент: чем выше цена, тем ниже величина спроса. Величина спроса меняется под влиянием ценовых факторов, следовательно, изменение цен означает движение по кривой спроса.



Содержание раздела