То же и с дефицитом государственного бюджета. Идея десятилетнего бюджета предполагает, что перерасходы плохих лет уравновешиваются избыточными поступлениями хороших лет. Некоторые авторы пытаются приуменьшить значение бремени расходов на уплату процентов по государственному долгу, но это очень опасный путь, если принять в расчет возможность сокращения населения.
Мы не должны позволить вести себя на поводу у нездорового принципа, который возлагает на будущих налогоплательщиков уплату процентов в счет сумм, идущих на наше текущее потребление. Пусть судьба сохранит нас от необходимости прибегать к поискам общественных работ, достаточных для поглощения государственного дефицита! Это было бы чудовищной растратой средств, которую мы не в состоянии будем позволить себе в предвидимом будущем. Я всегда придерживался того взгляда, что для обеспечения эффективности средств противодействия циклу мы должны быть готовы проводить их a l'outrance [Здесь — до предела (фр.). — Прим. ред.]. Ограниченная закупка зерна, заем для укрепления чьих-либо неустойчивых позиций, проект долины Теннесси — я не думаю, чтобы суммы, расходуемые на все эти цели, вместе взятые, могли когда-либо разрешить проблему.
Они не создают почвы для доверия. Всегда остается под вопросом, что случится, когда эти средства исчерпают себя? С моей точки зрения, средство против циклов должно быть задумано с таким расчетом, чтобы поток подкачиваемой покупательной способности был в принципе неограниченным.
В этой связи мне на ум приходит идея золотого стандарта, одного из немногих опытов экономического планирования, который для многих поколений был если не полезным, то, во всяком случае, успешным с точки зрения достижения поставленных перед ним целей. Сущность золотого стандарта состояла в том, что принципиально и практически власти были всегда готовы принимать и выдавать золото без какого-либо количественного ограничения. При этом не было разговора о том, что мы даем золото только определенному числу просителей или что отпускаем определенное количество золота для облегчения наших торговых нужд.
Его сущность выражалась в том, что золото выдавалось абсолютно без ограничений для удовлетворения всех требований в размере 100 %. Это в нашем случае подкреплялось согласием центрального банка предоставлять займы под надежное обеспечение и по установленной учетной ставке опять-таки абсолютно, без всяких количественных ограничений.
Бэджгот [В. Бэджгот (1826-1877) — английский банкир, издатель журнала "Экономист". Известен главным образом как теоретик в области денежного обращения и кредита. — ред.] всегда оказывал на меня большое влияние в этом смысле. Ключ успеха всякой операции такого рода был выражен в словах: "без количественного ограничения".
И, учитывая природу всякого ожидания и неуверенности, я полагаю, что в этом же ключ успеха любого противоциклического средства. Надо ли опасаться, что решимость проводить программу поддержки a 1'outrance будет подрываться идеей самобалансирования? Поскольку вопрос касается буферных запасов, можно ответить так: сколько бы ни закупали товаров для поддержания хозяйства во время кризиса, в конечном счете соответствующие власти располагают возможностью осуществлять понижение цен в пределах длительного периода и таким способом прекращать неограниченное накопление. Опираясь на это, они должны настойчиво проводить в жизнь однажды принятое решение.
Я опасаюсь, что было бы непрактично предлагать схему, где предусматривалась бы самоокупаемость буферных запасов в том смысле, что они не будут связаны вообще ни с какими потерями. Потребуется некоторое финансирование извне для частичного покрытия издержек хранения. Но на соответствующие власти должна быть возложена обязанность следить за тем, чтобы запасы в масштабах длительного периода подвергались расчистке.
Но как быть с бюджетным дефицитом? Как далеко согласится министр финансов следовать по пути накопления дефицита, если на нем действительно лежит торжественное обязательство перекрыть его излишками доходов на протяжении десятилетнего периода?
Здесь, по-моему, находится точка соприкосновения политики противодействия циклам и политики дальнего прицела. И тут я выдвигаю смелое предложение, имея в виду мое прежнее предупреждение, что мы должны приготовить свой разум к восприятию смелых идей. Я считаю, что та задолженность, единственное назначение которой — поддерживать покупательную способность в период кризиса, должна быть освобождена от уплаты процента. Разве это не будет принципиально справедливым решением вопроса?
Почему должны быть обложены процентом денежные суммы, которые выпускаются не для создания производительных активов, а с целью поддержания занятости среди лиц, производящих для населения необходимые товары, которые население может беспрепятственно приобретать и потреблять вследствие освобождения его от налогов. Разница невелика — платить или не платить проценты по краткосрочному государственному долгу. Но эта разница становится громадной, когда речь идет об основной сумме государственного долга.
Раз мы освобождаемся от процента, становится возможным смягчение правил регулирования десятилетнего бюджета. Но эти послабления могут быть допущены только в том случае, если события на протяжении десятилетнего периода покажут, что углубление капитала (deepening) [В западной политической экономии термин "deepening of capital" (углубление капитала), или сокращенно "deepening", означает либо увеличение размеров капитала, потребляемого на единицу продукции, либо увеличение капитала, приходящегося на данную массу рабочей силы. Харрод употребляет этот термин в первом значении.
Понятие "углубление капитала" широко используется в теориях циклического развития, сводящих его причины к явлениям технологического порядка. - Прим. ред.], вызванное понижением процентной ставки, оказалось недостаточным для поглощения сбережений.
Используя эти технические приемы, мы преодолеваем необходимость обращаться к центральной власти за указаниями в отношении такой степени понижения процентной ставки, которая была бы оправданной с точки зрения основных условий. К тому же центральная власть не в состоянии дать обоснованные указания. Когда количество добавочных денег, свободных от уплаты процента, с течением времени накопится, рыночная норма долгосрочного процента найдет свой собственный естественный путь к снижению. Это будет не плановым решением, а результатом действия естественных сил.
Однако здесь все же подразумевается результат принятого планового решения по вопросу о том, какой размер дефицита можно допустить. Этот вопрос следует рассмотреть.
Когда норма процента снижается, происходит процесс углубления капитала. Мы не знаем, в каком размере произойдет то и другое. Нам не известно, должны ли мы достигнуть нулевой нормы процента или же, возможно, даже ее будет мало для того, чтобы оказать необходимое воздействие на процесс углубления и на сбережение в целях обеспечения непрерывного прогресса. Может случиться, что равновесие может быть достигнуто, скажем, при 1,5 %. Но может быть и так, что оно установится при более высокой или при более низкой процентной ставке. Было бы сумасбродством надеяться сразу попасть в положение равновесия, если мы даже не знаем, какой величиной оно определяется.
Попытка создать беспроцентный государственный долг в таком размере, при котором был бы достигнут баланс, сама содействует нащупыванию правильного пути вперед. Если углубление капитала, происходящее по мере падения процента, оказывается недостаточным, и в той мере, в какой оно недостаточно, положение может регулироваться время от времени и в необходимых масштабах тем, что избыток сбережений будет впитываться выпуском беспроцентных государственных бумаг. По существу это означает, что всякое чрезмерное сбережение, имеющее место у одних, будет потребляться другими, т.е. налогоплательщиками.
Что будет служить критерием дефицита? Мы находимся во власти принципа "полной занятости", но нужно согласиться, что этому понятию следует дать весьма осторожное определение. Если понимать его слишком буквально, мы можем прийти к выбору между рабочими батальонами и инфляцией. По-моему, тут есть обстоятельства, которые должны побудить нас расширить наше представление о минимальном допустимом проценте безработицы. Возросшие выгоды социального страхования могут привлечь в список лиц, взятых на учет, много мнимых безработных из числа тех, кто раньше предпочитал жить в условиях независимой бедности.
Многие представители беднейших слоев населения раньше не обращались на биржу труда, желая избегнуть связанного с этим вмешательства в их личную жизнь. Теперь они сочтут необходимым это сделать. У них нет желания работать либо они предпочитают существовать за счет случайных работ, и было бы актом варварства заставить их работать принудительно.
Кроме того, универсализация ставок заработной платы через аппарат тред-юнионов делает теперь более затруднительным подыскание таких низкоразрядных и низкооплачиваемых временных работ, которые люди этого класса согласились бы взять на себя или способны были бы выполнять.
Нам нужно, таким образом, исходить из того, что для поддержания полной занятости необходимо время от времени выпускать достаточное количество денежных средств для обеспечения покупательной способности.