d9e5a92d

Торгово-экономические отношения между тремя центрами: США —Япония —ЕЭС


Торгово-экономические отношения между тремя центрами: США —Япония —ЕЭС

Тенденции изменения приоритетов во взаимоотношениях «США — Япония». С приходом к руководству Белым домом Б.Клинтона и его требованиями о том, чтобы Япония сократила положительное сальдо своего торгового баланса, отношения между двумя странами обострились. Эти требования вообще традиционны для Америки уже более чем на протяжении двух десятилетий. Были и контробвинения, ссылки на то, что новое правительство США отошло от многолетних американских обязательств в отношении свободной торговли. Но истинное беспокойство в международных кругах бизнеса вызывала не столько новая политика президента, а сами новые способы использования президентом Клинтоном старых приемов «управляемой торговли», некоторые из которых провозглашались и отчасти применялись при администрациях Буша и Рейгана, но их применение администрацией Клинтона пока что вызывает неприятие.

В качестве одной из своих торговых инициатив администрация Клинтона настаивает на девальвации доллара по отношению к иене. Это, как ожидают, сократит несбалансированность американо-японской торговли, поскольку японские товары станут более дорогими в США, а американская продукция станет дешевле в Японии. В начале 1993 г. курс доллара снизился до самого низкого уровня после второй мировой войны. Некоторые официальные лица правительства Клинтона также предлагали, чтобы Япония установила задания по импорту американских товаров на несколько лет и приняла конкретные меры по снижению положительного сальдо ее торгового баланса.

В свою очередь, правительственные чиновники в Токио были согласны с необходимостью усиления иены, хотя и более медленными темпами. Но почти все высокопоставленные японские чиновники — от премьер-министра и ниже, настаивали, что Япония никогда не согласится на конкретные шаги, которые бы гарантировали американским экспортерам определенную долю на японских рынках. Основной элемент японской «обороны» состоит в том, чтобы отвергнуть тот курс, который укладывается в так называемую политику, «ориентированную на результаты», как вид управляемой торговли, что, по мнению японской стороны, нарушает сами принципы свободной торговли.

Японские политики и бизнесмены утверждают, что в то время как предыдущие правительства США (Рейган, Буш) обещали сохранять верность свободной торговле и воздерживались от любого правительственного контроля принципиально, на деле они соглашались на сделки по контролируемой торговле, хотя и заявляли, что делают это неохотно. Администрация Клинтона, однако, бесцеремонно использует управляемую торговлю как инструмент для открытия японского рынка с тем, чтобы достичь фундаментальных изменений и, в частности, добиться сокращения положительного сальдо внешнеторгового баланса в пользу Японии.

Японская сторона представляла себе, что она накануне новых отношений со своим традиционным партнером, союзником и одновременно соперником. «Японии нужно ответить ясным пониманием перемен в Соединенных Штатах», — писала в редакционной статье ведущая газета «Асахи симбун». Следует понять, что японо-американские отношения вступили в эпоху истинной конкуренции.

Потребность, возникающая у индивида, может быть удовлетворена либо из собственных ресурсов, либо путем обмена. Процесс обмена, прошедший долгий путь развития, сегодня имеет свою структуру и осуществляется как непосредственно — с помощью бартера, так и опосредованно — с использованием денег. Обмен является основой для расширения диапазона благ, доступных для потребления. А существующая специализация производственной деятельности и международное разделение труда — последствия возможного обмена. Изучение тенденций развития форм и методов обмена позволяет лучше оценить роль и место стран в мировой экономике и становится одним из условий прогнозирования развития международных экономических процессов.

Динамика международной торговли и ее территориальный аспект. Движение товаров и услуг между отдельными странами связывает в системе единого рынка национальные рынки и соответственно усиливает экономическую взаимозависимость стран. О размерах международной торговли свидетельствуют такие данные. Согласно экспертным оценкам западных экономистов, ежегодная торговля в 2003 г. увеличится по сравнению с 1993 г. на 50% и составит около 7 трлн. долл.; при этом основная ее часть будет по-прежнему проходить внутри или между тремя главными экономическими блоками — США, Япония, Германия. Только на долю США, Канады и Мексики приходилось в 1992 г. более 18% мировой торговли. Общий их экспорт увеличился в 1970-1990 гг. с более 218 млрд. долл. до более 2 трлн долл. Импорт за эти годы вырос с более 222 млрд. долл. до более 2 трлн. долл. Главные торговые потоки, однако, развиваются внутри ведущей «десятки» стран, усиливая их.



Трудности Уругвайского раунда. Уругвайский раунд — это самые крупные торговые переговоры в мире. Тремя основными органами этого раунда являются: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

О важности Уругвайского раунда можно судить уже только по перечню основных вопросов, обсуждаемых в ходе его заседаний: дальнейшее сокращение тарифов;

нетарифные меры; тропические товары (составляют в стоимостном выражении около 20 млрд. долларов); продукция, производимая на базе природных ресурсов; текстиль и одежда; сельское хозяйство; статьи ГАТТ; защитные оговорки; субсидии и компенсационные  меры;  урегулирование  споров;  права  на  интеллектуальную собственность; инвестиционные меры; функционирование системы ГАТТ; торговля услугами. Особенно трудными оказались переговоры по договоренностям об обязательствах по сокращению государственной финансовой помощи, ограничений на доступ к рынкам в области сельского хозяйства. Их главная цель — ограничение протекционизма в торговле сельскохозяйственной продукцией, устранение таможенных

пошлин в ряде отраслей промышленности, выработке рассчитанного на десять лет графика устранения протекционистских барьеров в торговле текстилем и одеждой, придание более открытого характера ряду отраслей в сфере услуг, включая банковское дело и страхование. К примеру, ужесточение правил решения вопроса о том, продает ли компания, экспортирующая продукцию в ЕС, ее по демпинговым ценам или нет, может иметь различное значение для разных стран. Их важность очевидна для Японии, азиатских «тигров» и стран Центральной Европы. Дело в том, что для стран, либерализирующих торговые режимы, и Западная Европа, и США, как правило, вводят антидемпинговые меры с тем, чтобы защитить свои национальные отрасли, характеризирующиеся неэффективностью, уязвимостью или даже мощным потенциалом.

Вместе с тем очевидно, что ни Уругвайский раунд, ни создание единого рынка не приведут к ликвидации всех противоречий в торговой политике между государствами-членами Европейского сообщества, между ЕС и США, между США и Японией, Японией и ЕС и т.д. Пытаясь решить противоречия торговой политики, в деловых и правительственных кругах ведущих стран Запада обычно говорят о «взаимности», требуя уступок от партнеров, часто — слабых, и возводят новые протекционистские барьеры на пути товаров из тех стран, которые закрывают перед ними свои рынки. Чаще всего к такой аргументации прибегают США.

Первое направление деятельности предусматривает активное обсуждение на двустороннем и многостороннем уровнях вопросов доступа на рынки — область, в которой до сих пор не достигнуто значительных результатов. Второе направление предусматривает проведение активных переговоров по выработке первоначальных обязательств в сфере услуг — вторая значительная область, не входящая в компетенцию ГАТТ. Третье направление деятельности — это обеспечение правовой сопоставимости и внутренней последовательности различных соглашений, составляющих проект заключительного акта. Наконец, четвертое направление предусматривает работу на уровне Комитета по торговым переговорам, цель которой заключается в определении того, в какой степени может оказаться возможным скорректировать результаты в конкретных областях, не нарушая целостности всего пакета. Однако, как указал председатель КТН в ноябре 1992 года, переговоры фактически так и не начались и деятельность по первому, второму и третьему направлениям была, по сути, блокирована.

Окончательные результаты Уругвайского раунда сведены в документ, состоящий из двух частей: Заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области услуг). После этого проведено обсуждение и окончательная доработка текста проекта заключительного акта на многостороннем уровне без его последующего пересмотра. Вместе с тем, ряд участников представили неофициальные предложения с целью внесения значительных изменений в Проект Заключительного акта (ПЗА). На заседании КТН в январе 1993 года большинство участников высказали мнение, что ПЗА по-прежнему является единственной жизненной основой для оперативного и сбалансированного завершения Уругвайского раунда, несмотря на то, что по некоторым кардинальным вопросам по-прежнему необходимо принять ряд политических решений. С учетом такого положения КТН не устанавливал конкретного срока завершения Уругвайского раунда. Однако к декабрю 1993 года стало ясно, что до конца года этот раунд может быть завершен. Противоречия в вопросах сельскохозяйственной политики были главным фактором, тормозящим успешное завершение переговоров. Эти разногласия отчасти были обусловлены стагнацией доли сельскохозяйственного экспорта Соединенных Штатов, являющегося одним из немногих секторов в экономике страны, торговый баланс которого по-прежнему носит активный характер (в то время как доля ЕС возрастает, как считается, главным образом, в результате проведения политики Европейского сообщества (ЕСП) и отчасти значительным политическим влиянием лобби сельскохозяйственных производителей по обе стороны Атлантического океана, особенно во Франции. Однако в этом конфликте участвуют и другие крупнейшие экспортеры сельскохозяйственной продукции, включая Австралию, Аргентину и Канаду. Одним из важнейших аспектов этого конфликта является весьма высокий уровень протекционистской защиты сельского хозяйства Японии, которая, безусловно, не готова к полному отказу от поддержки своих производителей сельскохозяйственной и животноводческой продукции.



Содержание раздела