d9e5a92d

Финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования в условиях рынка


Финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования в условиях рынка

Финансовые ресурсы предприятия, фирмы — это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных, — которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Процессы приватизации государственной собственности привели к тому, что появился и играет важную роль еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно играют выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят, — лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций — при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления — в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.



Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг, однако подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Подготовка к выпуску и первичное размещение ценных бумаг — дело очень тонкое, кропотливое, требующее глубокого знания конъюнктуры финансового рынка и психологии потенциальных инвесторов. В странах с развитой рыночной экономикой этот весьма важный этап жизненного цикла ценных бумаг осуществляется при помощи специализированных инвестиционных институтов, которые в нашей стране только начинают создаваться, и брокерских фирм-посредников. Законодательство Российской Федерации допускает возможность первичного размещения ценных бумаг посредством публичного объявления о подписке на них, путем продажи ценных бумаг с аукциона на основе конкурса заявок инвесторов или через фондовые биржи.

Выбрав в качестве формы привлечения дополнительных финансовых ресурсов выпуск и продажу ценных бумаг, администрация предприятия должна решить вопрос о том, какой именно вид ценной бумаги — акция или облигация — и на каких условиях обеспечит наибольшую результативность.

Выпуск облигаций целесообразен в том случае, если собственник не хочет отдавать право владения и распоряжения частью своего имущества другим собственникам; при этом он надеется на получение стабильного дохода от дополнительно инвестированных средств, который позволит в течение всего срока действия займа регулярно выплачивать по облигациям, а в конце — погасить основной долг. Если же собственник увидит, что реконструкция предприятия и расширение сферы (видов) его деятельности невозможны без привлечения и постоянного использования в обороте капитала других инвесторов, то он примет решение о выпуске акций. Но и в этом случае очень важным представляется выбор между обыкновенными и привилегированными акциями, именными акциями и акциями на предъявителя.

Решая вопрос о выпуске разных видов акций, эмитент должен руководствоваться условиями их функционирования, возможностями быстрого размещения. По обыкновенным акциям уровень выплачиваемого в виде дивиденда дохода колеблется по годам в зависимости от получаемой предприятиями прибыли и направлений ее использования. Поскольку владельцы обыкновенных акций несут наибольший риск неполучения объявленных дивидендов, им предоставляется право избирать членов правления акционерного общества и решать другие вопросы (например, о размере годовой прибыли, направлениях ее использования и т.п.) на общем собрании акционеров.

Привилегированная акция отличается тем, что ее владелец, во-первых, имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложенный капитал; во-вторых, обладает кумулятивным правом на получение дивидендов, означающим, что недополучение дохода по акциям в одном (неблагоприятном) году компенсируется соответствующим увеличением выплат в следующем (благоприятном по уровню доходности) году; в-третьих, при ликвидации предприятия пользуется преимуществом по сравнению с остальными кредиторами в удовлетворении своих имущественных прав; в-четвертых, как правило, не обладает правом голоса при выборе членов правления и решении других акционерных дел.

Привилегированные акции по сравнению с обыкновенными пользуются большим спросом на рынке, но зато налагают повышенные финансовые обязательства на эмитента. Поэтому их выпуск зависит от невозможности размещения обыкновенных акций на финансовом рынке. Ситуация на рынке с размещением ценных бумаг заставляет решать и вопрос о том, какие акции — именные или на предъявителя — следует выпускать в обращение. Преимущество именных акций в том, что заранее известен покупатель (инвестор) и нет проблемы с реализацией; к тому же жестко ограничен круг совладельцев фирмы. Однако именные акции существенно снижают возможности маневрирования средствами потенциальных инвесторов. Все эти моменты должны быть тщательно учтены работниками финансовых служб, прежде чем они будут давать рекомендации руководству фирмы, а оно — принимать решение о выпуске ценных бумаг, условиях их функционирования и порядке погашения.



Содержание раздела