Удачное завершение Уругвайского раунда было достигнуто за счет уступок США Европе, которые договорились пока оставить в стороне острейшие проблемы торговли аудиовизуальной продукцией (США отклонили предложение ЕС заморозить взаимопоставки телепрограмм на нынешнем уровне) и некоторые виды транспортных услуг, заключив лишь промежуточное соглашение по экспорту финансовых услуг и морских торговых перевозок. По некоторым расчетам, подписание итогового Заключения принесло мировой экономике ежегодную экономию в 200-300 млрд. долларов США. При этом выиграют как члены, так и не члены ГАТТ. По оценкам специалистов, выигрыш стран ЕС составит 61 млрд. долл. США, бывших социалистических стран — 37 млрд., США — 36 млрд., Японии — 27 млрд. долл. Рост доходов от экспорта сельскохозяйственных продуктов в странах ЕС достигнет 30 млрд., в Японии — 22 млрд. долл. Расширение экспорта текстиля в течение 10 лет даст рост доходов России на 20 млрд., США — на 22 млрд. долл. Либерализация торговли услугами, по мнению экономистов, приведет к росту доходов России на 13 млрд., ЕС — на 7 млрд., США — на 2 млрд. долл.
Вместе с тем, нельзя не видеть того факта, что наибольший выигрыш получили промышленно развитые страны, практически сделав прорыв для своих товаров на рынки наименее развитых стран, предприятия и отрасли которых не смогут успешно для себя вести конкуренцию.
Серьезные потери могут понести, в частности, страны-производители риса (Япония, Южная Корея, страны АСЕАН). В Японии считают, что открытие рынка риса быстро вызовет вытеснение продукции 64% японских фермеров, которые не могут конкурировать с крупными поставщиками импортного риса.
Победу в рисовой войне таким образом одержали США, которые занимают второе место в экспорте риса (после Таиланда), а также Австралия.
Оценивая в целом результаты Уругвайского раунда, нельзя не видеть, что хотя и удалось договориться об уменьшении или полном снятии таможенных барьеров по различным видам товаров, отнюдь не уменьшилась появившаяся в последние годы глубокая трещина, которая угрожает расколоть мир на крупные региональные торговые блоки: ЕС, северо-американский и восточно-азиатский.
Региональный подход к торговой политике. Одним из факторов, сопутствующих росту разочарования по поводу многосторонних подходов, является продолжение использования двусторонних, региональных или так называемых микро многосторонних торговых механизмов. Хотя многие рассматривают зарождающиеся региональные группировки, как «трамплин», облегчающий переход к более открытой и либеральной торговой системе, едва ли можно сомневаться в том, что подобные механизмы отвлекают внимание от многосторонних усилий по либерализации системы мировой торговли и, по крайней мере с этой точки зрения, они часто описываются, как «барьеры» на пути либерализации. Во что выльется их создание в конечном счете, пока еще предсказать невозможно.
Обеспокоенность по поводу целесообразности образования торговых блоков возникла в связи с их распространением. Причиной для нее послужили усилия по созданию единого рынка ЕС и опасения насчет того, что Европейское сообщество может стать «европейской крепостью». Вместе с тем, заключение Соглашения о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой в 1992 г., которое в значительной степени явилось реакцией на предложение об образовании единого европейского рынка, лишь усугубило обеспокоенность, равно как и предлагаемое соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ) и все громче раздающиеся голоса о возможности создания какого-либо торгового блока в Азии. Важно отметить, что эта обеспокоенность возникла, несмотря на тот факт, что на протяжении примерно трех последних десятилетий европейская интеграция и укрепление связей между Канадой и Соединенными Штатами часто связывались с усилением либерализации режимов в отношении третьих стран.
Страны, стремящиеся создать торговый блок, могут выбрать любую форму — от зоны преференциальной торговли до полноценного экономического союза. Хотя иных соглашений нет, основная часть внутрирегионального торгового оборота по-прежнему приходится на долю всего лишь нескольких торговых блоков. Внутрирегиональная торговля до сих пор имеет наибольшее значение для ЕС, где она составляет две трети суммарного торгового оборота. Кроме того, ЕС — единственный крупный блок, в котором доля внутрирегиональной торговли в совокупном торговом обороте быстро возрастала. В Северной Америке внутрирегиональный торговый оборот, несмотря на значительную абсолютную величину, имеет гораздо меньшее значение. В рамках АСЕАН внутри-региональная торговля занимает еще меньшую, хотя и растущую, долю в совокупном торговом обороте.
Диапазон возможных соглашений весьма широк, общее состоит в том, что участники пользуются теми или иными видами преференций, которые не распространяются на страны, не участвующие в этих соглашениях.
Наблюдаемый в настоящее время повышенный интерес к торговым блокам — не такое уж новое явление. Впервые этот интерес проявился в 60-е годы на волне создания в 1957 году Европейского сообщества. Соединенные Штаты (в то время ярый защитник многосторонности) поддерживали ЕС по политическим соображениям, считая его потенциальным экономическим противовесом растущему влиянию бывшего Советского Союза.
Однако эта первая волна регионализма схлынула за пределами Европы. Мотивированное главным образом по самой своей сути стремлением добиться индустриализации через региональное замещение импорта, создание этих региональных объединений закончилось неудачей по тем же самым причинам, по которым завершились неудачей по прошествии некоторого времени попытки замещения импорта на национальном уровне.
Сегодня наблюдается вторая волна повышенного интереса к регионализму, хотя от первой она отличается рядом существенных черт. Во-первых, эта тенденция намного шире, чем раньше. Все основные промышленно развитые страны, за исключением Японии, входят в одну из четырех групп свободной торговли: Европейское сообщество, ЕАСТ, Канадско-американское соглашение о свободной торговле и Австралийско-новозеландское соглашение об установлении более тесных экономических отношений. Во-вторых, Соединенные Штаты, действовавшие поначалу весьма нерешительно, сейчас являются одним из основных сторонников регионально интеграционных объединений. В-третьих, складывается новая тенденция в связи с тем, что развитые и развивающиеся страны впервые предпринимают попытки к заключению взаимных соглашений о свободной торговле. В-четвертых, торговые интеграционные объединения развивающихся стран теперь носят менее оборонительный характер и часто рассматриваются как часть совокупных усилий в направлении либерализации торговли.1
Объективно существуют условия для возникновения и развития международной торговли. И государства, и отдельные хозяйствующие субъекты активно участвуют в этом процессе, извлекая из него выгоды. Объяснения наличия этих выгод видоизменялись с развитием экономической науки и самого исследуемого процесса — международная торговля росла, все больше стран включались в международный обмен товарами и услугами. Теория сравнительных преимуществ показала, что необходимые для торговли различия в
издержках вызваны не абсолютными преимуществами и отсутствием определенных товаров и услуг в некоторых странах, а сравнительными. В последнем случае это обусловлено различием в структуре издержек, которая непостоянна и подвержена изменению, что лишний раз подчеркивает важность рассмотрения выгод торговли.
В зоне преференциальной торговли — например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), представляющая собой наиболее свободную форму ассоциации, — торговые ограничения в пределах зоны частично сокращаются. В большинстве случаев это касается лишь торговли промышленными товарами. Зона свободной торговли, например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в свою очередь, создается в том случае, когда государства-члены полностью устраняют все тарифные и нетарифные барьеры на пути их взаимной торговли. Однако участники могут сохранять ограничения в своей торговле с остальными странами. Таможенный союз представляет еще более тесную форму ассоциации. Отличительной чертой такого союза является полная отмена ограничений во взаимной торговле, а также введение единого внешнеторгового тарифа.
В то же время ряд действующих соглашений, прежде всего в Европе и Северной Америке, неожиданно натолкнулись на препятствия, замедлившие их дальнейшее развитие. Таким образом, процесс «углубления» интеграции, который, по мнению идеологов Европейского сообщества, должен был произойти в течение 1992-1993 гг., столкнулся с блокирующими факторами. Но несмотря на это, ряд стран, не входящих в ЕС, продолжают надеяться, что он откроет свои двери и в ближайшем будущем существенно «расширится». Тем временем страны Восточной Европы полны желания коренным образом изменить прежний односторонний прозападный уклон в своей торговле. Для них главный вопрос региональной интеграции состоит в том, как добиться той или иной формы регионального сотрудничества.