d9e5a92d

Заключение Североамериканского соглашения о свободной торговле


Заключение Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), несомненно, придало мощный импульс интеграции на Североамериканском континенте, который выходит за пределы Северной Америки. В Центральной и Латинской Америке предпринимается ряд новых энергичных попыток в области региональной интеграции.

В Азии планы региональной интеграции считаются в значительной степени оборонительным стратегическим оружием, которое в основном предназначено для того, чтобы попытаться обеспечить открытые рынки в других регионах. На Ближнем Востоке основной вопрос заключается в том, достижимо ли эффективное соединение факторов производства — прежде всего иностранной рабочей силы и финансовых ресурсов — с целью обеспечить экономическую интеграцию стран региона. Повышается интерес к региональной интеграции в Африке, несмотря на значительное число уже действующих, но в целом неэффективных объединений.

Положение дел в области создания единого рынка ЕС. Как известно, завершить создание единого европейского рынка было намечено к 31 декабря 1992 года. Европейский Союз (ЕС) стал реальностью, хотя и противоречивой. К настоящему времени принято примерно 95 процентов от общего числа мер, необходимых для воплощения в жизнь идеи внутреннего рынка. Так, с 1 января 1993 г. отменены все виды контроля за движением товаров через границы в рамках ЕС.

Полная отмена контроля за перемещением людей через границы займет больше времени, поскольку одни страны-участницы отстают от графика реорганизации своих аэропортов в целях отмены паспортного контроля в отношении лиц, путешествующих внутри Сообщества, а другие страны, обеспокоенные потенциальной иммиграцией и проблемами преступности, по-прежнему возражают в принципе. Однако, стремясь к обеспечению эффективного функционирования единого рынка, Комиссия ЕС между тем согласовала руководящие принципы, предусматривающие представление ежегодных отчетов о функционировании единого рынка и периодических докладов о национальном исполнении, а также проведение всеобъемлющего анализа экономических результатов программы в 1996 году.

Эти разнообразные аспекты «углубления» интеграции — иными словами, более интенсивная интеграция — все чаще дополняются попытками «расширить» Европейское сообщество путем увеличения его членского состава. Так, ЕС и члены Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (за исключением Швейцарии, которая осенью 1992 года проголосовала против) к концу 1993 года объединились в зону свободной торговли, которая получила название Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Успешно завершены начатые 1 февраля 1993 года переговоры о расширении состава Европейского сообщества тремя отдельными странами-членами ЕАСТ, а именно Австрией, Финляндией и Швецией, подавшими заявки на вступление в Сообщество.

Переговоры с каждой из трех стран будут носить двусторонний характер и охватывать 29 различных областей — от рыболовства до внешней политики. Основным предметом обсуждений являются вопросы предоставления им особого режима в области сельского хозяйства и региональной политики, а также нейтралитета в свете планируемого проведения Европейским сообществом единой внешней политики и политики в области безопасности. В марте 1993 года Комиссия Европейских сообществ поддержала заявление Норвегии с просьбой о приеме в члены Европейского сообщества.

Ожидает своего членства в ЕС и довольно значительное число других стран. Среди них дольше всех ожидают членства, пожалуй, Кипр, Мальта и Турция. Членство первых двух потребовало бы решения проблем взаимной увязки в рамках Европейского сообщества стран с крупными и крайне незначительными размерами экономики, а также вопросов распределения преимуществ и издержек. Между тем, в связи с потенциальным членством Турции встает вопрос о региональной помощи в рамках ЕС. Европейское сообщество предоставило в 1991 году региональную помощь в размере примерно 9,2 млрд. долл. США, или примерно 7,4 млрд. экю (европейских валютных единиц). В то же время на оказание помощи одной лишь Турции, как утверждают, может потребоваться 5,4 млрд. экю. Однако Турция пока что встречает сильное препятствие на пути своих планов стать полноправным членом ЕС. Скорее всего здесь действуют уже факторы не только экономического порядка, связанные с Европой, но и глобальные взаимоотношения двух миров (Восток-Запад).



Североамериканское соглашение о свободной торговле. В декабре 1992 года между Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами был подписал проект соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Предлагаемый пакт содержит значительное число положений, выработанных в первом приближении после 14 месяцев обсуждений. В целом в течение 15 лет предполагается отменить тарифы почти на 10 000 наименований товаров, обеспечивая тем самым более свободное движение товаров между тремя странами. Говоря конкретнее, будут постепенно отменены пошлины на все виды сельскохозяйственной продукции: одни — быстро, другие — в течение 15 лет. Об отмене пошлин на одежду и текстиль сказано особо: беспошлинный режим распространяется на предметы одежды лишь в том случае, если прядильные, ткацкие и все покройно-пошивочные операции произведены в Северной Америке. Что касается финансовых услуг, то лимиты участия американского и канадского капитала в мексиканских банках, инвестиционных фирмах и страховых компаниях будут постепенно отменены, при этом все ограничения будут устранены к 1 января 2000 года. Что касается свободного движения населения, то соглашение позволит большинству профессиональных работников каждой из трех стран заниматься трудовой деятельностью в любой другой стране Северной Америки более свободно, чем в настоящее время, хотя путь крупномасштабной иммиграции из Мексики будет прегражден.

Авторы многочисленных исследований потенциальных преимуществ и недостатков практической реализации этого соглашения часто приходят к неодинаковым выводам, например,  основываясь  на том,  что этим договором  будет отменен ряд сельскохозяйственных налогов, авторы некоторых исследований сделали вывод о возможности экономии для потребителей. Однако авторы других аналитических исследований утверждали, что цены на продукты питания возрастут, поскольку многие положения этого соглашения предусматривают предоставление особых преимуществ могущественным отраслям экономики, при этом интересам потребителей уделяется лишь второстепенное внимание.

Одним из вопросов, вызывающих наиболее яростные споры, является, естественно, потенциальное воздействие соглашения на занятость. Значительная разница в оплате труда рабочих в Мексике и в Соединенных Штатах может привести к перемещению трудоемких производств. В 20 исследованиях, рассмотренных Министерством труда Соединенных Штатов, предсказывалась потеря рабочих мест в результате действия договора, причем по одной из оценок, договор может стоить Америке 150 000 рабочих мест в течение 10 лет. Однако в исследовании, проведенном Комиссией по международной торговле, содержалось мало аргументов в пользу критиков договора.

Согласно приведенным в исследовании оценкам, сокращение уровня занятости в конечном счете составит до 5% в автомобильной и швейной промышленности и до 15% в отраслях, производящих основные бытовые электроприборы, изделия из стекла и керамики; однако в сравнении с прогнозами изменения уровня занятости при отсутствии соглашения, общий уровень занятости в условиях действия договора останется неизменным в Соединенных Штатах и увеличится до 0,6% в Канаде и до 6,6% в Мексике.

В Америке возрастет количество рабочих мест в отраслях, производящих запчасти для автомобилей, компьютеры, в промышленном машиностроении и текстильной промышленности. Однако одной из существенных проблем является постоянство этих рабочих мест.

Авторы одного из крупных исследований, которые, приняв 1990 год за базовый и предсказывая чистое увеличение уровня занятости в Соединенных Штатах к 1995 году примерно на 175 000 рабочих мест, тем не менее пришли к выводу о том, что любой подобный чистый выигрыш в количестве рабочих мест бесследно исчезнет по прошествии

15-20 лет.

Реализация соглашения затрудняется множеством текущих политических проблем. Растут преграды на пути соглашения в палате представителей Соединенных Штатов. До того как соглашение вступит в силу, должны быть заключены два дополнительных соглашения по вопросам труда и окружающей среды. В то же время ряд организаций активистов, представляющих, например, рабочих, сторонников охраны окружающей среды, потребителей и фермеров, по-прежнему выступают против этого соглашения, да и администрация Клинтона, похоже, не уделяет этому соглашению в настоящее время большого внимания (но это временное явление, поскольку в перспективе соглашение, несомненно, будет рассматриваться приоритетным).1



Содержание раздела