Приватизация в России (денационализация). Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» обоснованно разграничил функции организации приватизации имущества, возложив их на Государственный комитет по управлению государственным имуществом (правительство) и комитеты по управлению имуществом на местах, и функции по временному владению и продаже этого имущества, поручив их Российскому фонду федерального имущества (парламент) и фондам имущества на местах.
Логика законодателя заключалась в том, чтобы огромное богатство, накопленное десятилетиями, могло бы переходить из рук в руки под взаимным контролем представительной и исполнительной власти. К сожалению, исполнительные акты в 1992-93 годах постоянно нарушали баланс правомочий и функций этих двух структур, что не могло не привести к колоссальному ущербу, влияющему в целом на общее экономическое состояние страны и стабильность ее финансового положения.
Что касается конкретных итогов приватизации, они иллюстрируются следующими данными: в промышленности доля предприятий государственной собственности снизилась с 95% в начале 1992 года до 83% процентов в середине 1993 года. В строительстве уже более 70% строительных организаций были негосударственными. Они выполняли более 50% всего объема подрядных работ. По состоянию на 1 июля 1993 г. в России приватизировано около 72 тыс. предприятий, в том числе за 6 месяцев 1993 г. — 25 тысяч. Число приватизированных предприятий увеличилось по сравнению с 1992 г. в 1,5 раза. Ведущие способы приватизации предприятий — продажа на коммерческом конкурсе, аукционе и выкуп арендованного имущества предприятий.
Наибольшее число предприятий, приватизированных за 1993 год, находилось в Центральном экономическом районе — 3623 предприятия. По стоимости приватизированных предприятий за январь-июнь 1993 года выделялись Уральский район (253 871,7 млн. рублей) и Западно-Сибирский район (246 900,3 млн. рублей).
За 1992 год и половину 1993 года в сфере розничной торговли приватизировано 26,2 тыс. предприятий (15% к находящимся в госсобственности на 1 января 1992 г.), общественного питания — 6,5 тыс. предприятий (5%), бытового обслуживания — 16,1 тыс. предприятий (13%).
«Малая» приватизация осуществлялась в основном путем выкупа арендованного имущества. На конкурсе было продано немного больше трети приватизируемых предприятий этих отраслей. В первом полугодии 1993 года в Российской Федерации от приватизации предприятий розничной торговли, общественного питания получено более 43 млрд. рублей.
Осуществлялась приватизация предприятий транспорта и связи. К началу августа 1993 года приватизировано 988 автотранспортных и транспортно-экспедиционных предприятий (20% от их общего числа), 14 предприятий внутреннего водного транспорта, 16 предприятий морского транспорта, 3 авиапредприятия, 10 предприятий промышленного железнодорожного транспорта, 6 лесосплавных предприятий и 7 предприятий связи.
Разворачивалась приватизация крупных предприятий, находившихся, как правило, в федеральной собственности. Доля их в общем числе приватизированных предприятий повысилась с 7% в 1992 г. до 15% в январе-июне 1993 г., по предприятиям, находящимся в собственности территорий, — с 17% до 22%, а по малым предприятиям, относящимся к муниципальной собственности, сократилась с 76% до 62%.
Общая стоимость приватизированных в январе-июне 1993 г. предприятий (по остаточной стоимости в ценах до переоценки основных фондов в 1992 г.) составила более 388 млрд. рублей и различается в зависимости от видов собственности. В среднем стоимость одного приватизированного предприятия, находившегося в муниципальной собственности, составляет 8 млн. рублей, собственности территорий — 15 млн., федеральной собственности — 47 млн. рублей.
«Малая» приватизация осуществлялась в основном путем продажи на коммерческом конкурсе, аукционе и путем выкупа арендованного имущества предприятий. В 1992 г. было продано путем выкупа арендованного имущества 29% от общего числа приватизированных предприятий, за шесть месяцев 1993 г. — 31%, в том числе по коммерческому конкурсу — соответственно 43% и 31%. На аукционе в 1992 г. продано 16% приватизированных предприятий, в январе-июне 1993 г. — 7%.
Не получили заметного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий, за январь-июнь 1993 г. на их долю приходилось менее 2% приватизированных предприятий.
Постепенно рос средний курс стоимости проданных предприятий (отношение продажной цены к начальной), составивший 5,2 (в 1992 г. — 3,2); по предприятиям, относившимся к муниципальной собственности, — 7,1, к собственности территорий — 4,5, к федеральной — 2,0. С развитием «большой» приватизации растет доля предприятий, приватизированных путем акционирования, — за шесть месяцев 1993 г. она увеличилась в общем их числе с 10% до 29%.
Общая выручка от приватизации предприятий (включая средства, поступающие от предприятий, приватизированных в 1992 г.) составила в январе-июне 215 млрд. рублей (в ценах текущего года). На долю предприятий розничной торговли пришлось 24% общей суммы выручки от приватизации, пищевой, легкой промышленности, бытового обслуживания, строительства — 5-6%, предприятий других отраслей — менее 4%.
От приватизации предприятий муниципальной собственности было получено 73 млрд. рублей (34%), собственности территорий — 56 млрд. (26%) и федеральной собственности — 86 млрд. рублей (40%). Из выручки перечислено: в доход бюджетов территорий 62%, в республиканский бюджет 25%, государственным органам приватизации — 13% средств.
По состоянию на 1 августа 1993 г. было приватизировано 6,8 млн. квартир, что составило 20,5% от общего числа квартир, подлежащих приватизации. Наибольшее количество квартир приватизировано в Республике Алтай (59%), наименьшее — в республиках Татарстан и Саха (4%).
По состоянию на 1 июля 1993 г. в 16 регионах России было приватизировано предприятий перерабатывающих отраслей АПК — 53%, производственно-технического обслуживания — 33% и материально-технического обеспечения — 44%. Из них акционировано предприятий перерабатывающих — 74%, производственно-технического обслуживания — 84% и материально-технического обеспечения — 85%.
Негативные аспекты приватизации. Проведенная приватизация обеспечила перерабатывающим и агросервисным предприятиям монопольное положение на рынке сельскохозяйственной продукции. Политика «независимого акционирования» и приватизации цехов и предприятий, входящих в агропромышленные производственно-технологические комплексы, фактически привела к потере управляемости отраслевыми направлениями АПК.
По данным Фонда федерального имущества Российской Федерации, в настоящее время значительные государственные средства перераспределены и анонимно находятся в составе имущества предприятий различных организационно-правовых форм, созданных в последние годы: в акционерных обществах, совместных предприятиях, банках, биржах, концернах, корпорациях, холдингах и т.п.
При углубленном аудите государственную долю можно выявить в уставных капиталах у значительного большинства ранее созданных хозяйственных структур.
Однако следует отметить, что многие частные предприятия не заботились о развитии своего производства. Только 8% частных магазинов в первом полугодии 1993 г. произвели отчисление средств на развитие и совершенствование производства, а частные предприятия сферы бытового обслуживания населения за этот период на эти цели направили средств в 3,5 раза меньше, чем муниципальные предприятия. Такой подход может привести к снижению технического оснащения или закрытию многих частных предприятий этих отраслей и в конечном итоге к ухудшению обслуживания населения. Конечно, здесь играли свою роль и неуверенность новых предпринимателей, и стремление Госкомимущества искусственно ускорить процессы приватизации, невзирая на отсутствие законодательной базы, конфронтационный стиль, сопровождающий эти сложные трансформации в то время, как, очевидно всем, необходимо было стремиться к согласию, и т.д.
Надо отметить, что крупной проблемой являлось определение цен на объекты приватизации. Бесспорно, что цены занижены, поскольку оценка имущества производилась по остаточной стоимости, без учета переоценки основных фондов, предусматриваемой постановлением Правительства Российской Федерации, и без необходимой индексации активов предприятий по балансу.
К середине 90-х годов сложилась ситуация, при которой оценка имущества объектов, в части основных фондов, осуществлялась при их замороженной стоимости в ценах 1984 года. Это осуществлялось согласно Временным методическим указаниям, утвержденным исполнительным Указом (от 29 января 1992 года), что отражается в уставных капиталах акционерных обществ.
Кроме того, действовал ряд противоречащих друг другу нормативных актов, регламентирующих переоценку основных фондов, валютных счетов и статей бухгалтерского баланса предприятий в иностранной валюте, изданных Правительством Российской Федерации, Минфином, Госкомимуществом и Центробанком Российской Федерации.