d9e5a92d

Серьезным экономическим препятствием остаются и неплатежи.


Реформирование экономики России началось с 1 января 1992 г. либерализацией цен. Предполагалось, что тем самым будет создан рынок, который к осени того же года даст свои результаты: цены стабилизируются, спад производства прекратится, курс доллара остановится на отметке 80 рублей. Данные цели не были достигнуты. Но курс был выбран, и правительство с завидным упорством и небольшими модификациями проводит его более четырех лет. Срок вполне достаточный, и за это время многое изменилось:

— подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и весьма противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики;

~ сломлен, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения;

— складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере;

— достигнуто определенное равновесие на потребительском рынке, правда, в основном за счет импортных товаров;

— появился и расширяется слой предпринимателей новой волны — «новые русские», ориентированных на рыночные отношения.

1995 год — четвертый год российских социально-экономических реформ. По замыслу правительства, 1995 г. должен был стать годом значительного снижения инфляции и достижения стабилизации, от которой зависят возможности и условия экономического роста. Реализация этой политики происходит с большими трудностями и заметным отставанием от ориентиров, первоначально намеченных в государственных программах. И хотя в 1995 г. в экономике зародился ряд позитивных тенденций, все же зримого улучшения условий для предпринимательской деятельности не произошло. Непомерный налоговый пресс блокирует многие возможности роста и развития производства. Серьезным экономическим препятствием остаются и неплатежи. Бедность все еще является уделом широких слоев населения.

Центральным вопросом экономической политики была и остается задача борьбы с инфляцией. Несомненно, по мировым меркам инфляция в России еще очень высока. В то же время даже в самых благополучных государствах западного мира она никогда не устанавливается на нулевой отметке. Начиная с 1995 г., правительство России проявляет наиболее серьезный и последовательный подход к проведению антиинфляционной политики. Впервые за все время проведения реформ происходит отказ от инфляционных источников финансирования бюджетного дефицита, основывающихся на непрерывной работе печатного станка, изготавливающего денежные знаки. Вместо этого дефицит покрывается за счет выпуска в обращение государственных ценных бумаг и частично за счет увеличения внешнего долга. Но и эти меры пока не привели к стабилизации экономической конъюнктуры. А ожидание начала экономического роста уже с 1996 г., прогнозируемого правительством, не оправдалось.

Это просматривалось и в инвестиционной политике. В связи с ограниченностью бюджетных возможностей круг программ, поддерживаемых государством, предельно сокращен. В 1995 г. предприятиями и организациями всех форм собственности освоено за счет всех источников финансирования, включая инвестиции совместных предприятий и иностранных фирм, 250 трлн. рублей капитальных вложений. По сравнению с 1994 г. снижение объемов инвестиций составило 13% (в 1994 г., по сравнению с 1993 г. — 24%). Уменьшение объемов капитальных вложений по сравнению с 1994 г., характерно практически для всех регионов Российской Федерации. Эта тенденция в России сохранилась и в 1996 г.: в январе этого года на развитие экономики и социальной сферы направлено 17 трлн. рублей капиталообразующих инвестиций за счет всех источников финансирования, что на 10% меньше, чем в январе 1995 года.

Объем ВВП России за 1995 г. составил в текущих ценах 1669 трлн. рублей (в предыдущем году этот показатель исчислялся в 611 трлн. руб.). Преобладающая его часть (70%) была произведена в негосударственном секторе экономики (в 1994 г. — 61%).

В 1995 г. сохранились основные тенденции предшествующих лет — нарастание стоимости ВВП за счет повышения цен, при сокращении физического объема производства продукции и многих видов услуг. Вместе с тем, снижение реального объема ВВП значительно замедлилось по сравнению с предшествующими годами проведения экономической реформы. Заметно уменьшился и рост общего уровня инфляции. По сравнению с предшествующим годом размер реального ВВП снизился на 4% (в 1994 г. — 13%).В целом



динамика валового внутреннего продукта 1992—95 гг. выглядит следующим образом.

Табл. 15.2.1

Динамика ВВП за период 1992-95 гг.

Показатель

1992 г.

1993 г.

1994г.

1995 г.

ВВП в текущих ценах (трлн. руб.)

19,0

171,5

611,0

1659,0

В % к предыдущему году в сопоставимых ценах

85,5

91,3

87,4

96,0


Определяющее значение в сокращении производства ВВП в 1995 г. имело, продолжавшееся снижение объемов производства в основных отраслях экономики: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве — а также объема услуг (прежде всего — транспорта, связи и торговли). По сравнению с ситуацией, имевшей место в 1994 г., эти показатели складывались следующим образом: добавленная стоимость в отраслях, производящих товары, сократилась в 1995 г. на 6,6% (в 1994 г. это снижение составляло 20%). В отраслях, производящих услуги, снижение добавленной стоимости по сравнению с предыдущим годом было таким же, как и в 1994 г., и составило 3,7%.

В 1995 г. промышленностью России произведено продукции (работ и услуг) на сумму 989 трлн. рублей. Индекс физического объема промышленного производства в 1995 г. составил 97% к уровню 1994 г. (в 1994 г. — 79%).

Неблагоприятной продолжает оставаться ситуация в аграрном секторе экономики. В 1995 г. обрушившаяся на Россию жара сильно сказалась на урожае зерновых. Урожай с собранных площадей составил 14,6 ц с гектара, что значительно ниже, чем в 1992-94 годах. Не приостанавливается спад объемов производства продукции животноводства. В совокупности производство валовой продукции сельского хозяйства в 1995 г. сократилось на 10% по сравнению с предыдущим годом. В 1994 г. спад в этой отрасли составил. 12%.

Оценивая макроэкономическую ситуацию в России в 1992-95 годах, ученые Института экономики РАН пришли к выводу, что российская экономика характеризовалась тенденцией суживающегося воспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торгового, финансово-бюджетного секторов, снижением эффективности использования ресурсов, сокращением занятости, расширением зон бедности, уменьшением платежеспособного спроса и, как итог всех процессов — снижением уровня и качества жизни большинства населения.

Главным итогом 1995 г. в области приватизации стало резкое падение ее количественных показателей. Об этом говорят данные статистики, позволяющие сравнить их с предшествующими годами.

Табл. 15.2.2

Основные показатели хода приватизации в Российской Федерации (нарастающим итогом с 1 января 1992 г.)

Показатели приватизации

на 1.01. 1993 г.

на 1.01. 1994г.

на 1.07. 1994 г.

на 1.01. 1995 г.

на 1.07. 1995 г.

на 1.01. 1996г.

Госпредприятия на самостоятельном балансе (ед.)

204998

156635

138619

126846

119879

90778

Подано заявок на приватизацию (ед.)

102330

125492

137501

143968

147117

147795

Отложено заявок (ед.)

5390

9985

11488

12317

12876

13295

Заявки в стадии реализации (ед.)

46628

24992

19308

17491

15277

13214

Реализовано заявок (ед.)

46815

888577

103796

112625

117406

118797

Продажная цена собственности (млрд. руб.)

57

752

1107

1867

2091

2510

Стоимость имущества по реализованным заявкам (млрд. руб.)

193

628

958

2357

2401



Госпредприятия, преобразованные в АО, акции которого выпущены в продажу (ед.)

2376

14073

20298

24048

25816

27040

Предприятия на аренде, в т.ч. на аренде с выкупом (ед.)

22216 13868

20886 14978

20606 15658

16826 12806

15655 12556

14663 12198


В отраслевом разрезе приватизированные предприятия делятся следующим образом: 33% относятся к торговле, 20% — к промышленности, 11,5% — к строительству, 7,4% — к общепиту. В целом среди предприятий, прошедших приватизацию в 1995 г., 90% составляют малые с числом занятых до 200 человек и средней стоимостью основных фондов 15,4 млн. рублей (в ценах 1991 г.), в том числе 55% — непосредственно объекты малой приватизации. На разных стадиях процесса корпоратизации к январю 1996 г. находилось около 36 000 предприятий, зарегистрировано свыше 27 000 акционерных обществ (по сравнению с 24 000 на 1 января 1995 г.), созданных на базе государственных (муниципальных) предприятий.

Если оценивать структуру собственности формально — по числу предприятий различных форм собственности, то только к августу 1995 г. совокупный частный сектор впервые превысил государственный (соответственно 50,5% и 49,5%). Что касается доли производственной продукции в ВВП, то этот рубеж не был преодолен и по итогам 1995 г. Такое замедление темпов — объективная тенденция, свидетельствующая о необходимости приостановить принудительное форсирование количественных темпов, достигнутых в ходе реализации программ массовой приватизации.



Содержание раздела