Нарушение равновесия в любую сторону (дефицит или актив платежного баланса) является источником беспокойства. Однако практика показывает, что страны относительно легче переносят длительное сохранение положительного сальдо, ведущего к накоплению иностранной валюты, чем отрицательного сальдо, означающего фактическую необходимость поддержки или финансового вливания извне.
Особого внимания заслуживает дефицит платежного баланса страны с резервной валютой, т.е. валютой, накапливаемой странами, участвующими в мировой торговле. Примером резервной валюты служит американский доллар. Стремление большинства государств обладать денежными обязательствами США в виде долларов позволяло американцам наращивать свои обязательства перед другими странами, не оплачивая их экспортом своих товаров и услуг. Скупая доллары, иностранные государства получили право пользования денежными средствами, принимаемыми во всех странах мира. Такая ситуация могла продолжаться лишь ограниченное время, пока накапливаемые ресурсы американских долларов не превысили критического лимита.
Еще одним способом восстановления равновесия платежного баланса при фиксированном курсе выступает контроль внешнеэкономических связей. Он заключается в проведении правительством валютного аукциона или в разрешении покупать иностранную валюту только тем фирмам, которые после сложной процедуры оформления заявки смогут доказать, что покупка валюты попадает в одобренную категорию сделок.
Обычным при контроле является предоставление предприятиям права на покупку комплектующих изделий, без которых производство остановится. Одновременно дискриминируются покупка предметов потребления или вклады в заграничные банки. Контроль обеспечивает большую стабильность национальной валюты за счет увеличения нестабильности отдельных фирм. Физические и юридические лица оказываются неспособными определить, смогут ли они приобрести иностранную валюту в будущем. Такой контроль помогает правительству преодолеть валютный дефицит, однако он приводит к крупным социальным и политическим издержкам.
Например, Украина, зафиксировав весной 1993 г. курс купона по отношению к рублю (завышенный в связи с необходимостью финансировать поставки нефти), одновременно подорвала конкурентоспособность своей промышленной продукции на российском рынке. Соответственно появилась необходимость во введении квот, лицензионных ограничений и т.д.
Эффективность и целесообразность использования фиксированного или «плавающего» валютных курсов как средств регулирования платежного баланса можно свести к следующему.
Являясь свидетельством стабильности и прочности экономической и политической системы страны, фиксированный курс может существовать лишь в условиях стабильной макроэкономической политики правительства. Программы создания рабочих мест, налоговая политика — все должно быть подчинено интересам поддержания стабильного курса национальной валюты.
Например, европейские страны в процессе создания европейского валютного союза, сокращая пределы колебаний национальных валют и в последующем переходя к фиксированным курсам, договорились о сохранении на заранее заданном уровне процентных ставок, дефицита госбюджета, объема эмиссии стран-участниц. Выход за допустимые пределы хотя бы по одному показателю неизбежно приводил к «выходу» страны из Европейской валютной системы, т.е. к превышению допустимой величины колебаний национальной валюты.
Фиксированный курс требует, кроме того, наличия крупных запасов «резервной» валюты, которая может быть использована для ликвидации возникающих дисбалансов.
Обычно это означает создание национальных или межнациональных банковских объединений типа Европейского банка.
Особенно большие требования фиксированный валютный курс предъявляет к странам, валюта которых играет ключевую роль в международных расчетах. США, выступившие в 1973 г. за отказ от фиксированного курса доллара по отношению к золоту, исходили прежде всего из необходимости проведения самостоятельной экономической политики вне зависимости от своей обязанности поставщика доллара как основного мирового платежного средства.
Фиксированный же курс по-разному воздействует на спад национальной экономики в зависимости от причин и характера этого спада. В тех случаях, когда основной причиной спада выступают внутриэкономические проблемы страны, сохранение стабильного курса позволяет за счет использования валютных резервов преодолеть спад, смягчив его последствия.
Когда причиной дисбаланса становится изменение обстановки на мировом рынке, например, сокращение потребления товаров, изменение структуры мирового спроса и т.д., то фиксированный курс может оказаться менее эффективным, т.к. не происходит автоматического изменения цены товара. Развивающиеся страны, экспортные доходы которых зависят от поставок одного-двух сырьевых товаров, вынуждены ориентироваться на создание специальных экспортных фондов, буферных запасов, чтобы сохранить объем экспортных поступлений.
После образования СНГ политические деятели тех государств, которые сделали выбор в пользу независимой экономической политики, вынуждены были ввести собственную валюту с «плавающим» курсом по отношению к рублю. Это относится прежде всего к странам Балтии.
Примером использования «плавающего» валютного курса как средства, обеспечивающего независимую макроэкономическую политику, может быть Швейцария периода 70-х годов. В начале 70-х гг. большинство стран выбрало проведение инфляционных программ, обеспечивающих уменьшение безработицы и рост экономики. Швейцария ориентировалась на стабильную макроэкономическую политику. При фиксированном курсе страна неизбежно столкнулась бы с ростом положительного сальдо платежного баланса, поскольку относительная дешевизна швейцарской продукции, создаваемой в условиях стабильной макроэкономики, увеличивала бы поступление экспортной выручки. Страна оказалась бы вынужденной накапливать значительные иностранные резервы, потребность в которых в стране отсутствовала. Перейдя на систему «плавающего» курса, Швейцария смогла повысить стоимость продукции, что привело к снижению объемов экспорта, уменьшению притока денег.
Падение производства привело к удорожанию национальной валюты. Дальнейшее сокращение производства происходило до тех пор, пока цены на отечественную продукцию не сравнялись с иностранными.
Выбор между «плавающим» и фиксированным валютными курсами, таким образом, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.