Массовая международная миграция и мировой рынок труда оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы. В современных условиях человек может родиться в одной стране, получить дошкольное воспитание в другой, обучаться в третьей, работать в четвертой, пятой и т.д. Повышение стабильности населения, интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводят к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом наблюдается явная ориентация на американский или западноевропейский образец. Хотя не все работники и не во всех странах могут достичь желаемого уровня, все стремятся воспроизвести, хотя бы в упрощенном и удешевленном варианте, американский образ жизни с аналогичным набором материальных и духовных ценностей. Происходит формирование некоторого общемирового стандарта потребления при общем повышении потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы и ее цены.
Объективные потребности развития производства в условиях НТР, а также углубление международного пооперационного и по детального разделения труда, производственной и технологической кооперации привели к неизбежному выравниванию уровней образования и профессиональной подготовки, к унификации стандартов образования и производственных условий в разных странах. Межнациональный обмен кадрами, открытие зарубежных филиалов крупными корпорациями, обмен технологией служат основой формирования общемировых стандартов производственной культуры, управленческих систем, межличностных отношений. Организационные структуры, типы используемой технологии становятся все более схожими в разных странах, однако в поведении индивидов национальные и культурные различия сохраняются и даже усиливаются. Так, при использовании в США и Франции аналогичной технологии поведение французов и американцев различно, отличается даже способ применения технологии. В силу этого обстоятельства менеджмент должен учитывать особенности национальной культуры, системы ценностей и мотивационных установок, исторически сложившихся в той или иной стране.
Сложности, возникающие при выходе корпораций на мировой рынок рабочей силы, можно частично преодолеть, если приспособление персонала к организационной системе корпорации и используемой технологии начнется не на стадии применения рабочей силы, а в процессе ее предварительной подготовки. И в рамках национальных макроэкономических систем, и в мировом масштабе корпорации не довольствуются использованием рабочей силы, а принимают все большее участие в самом процессе ее формирования. Наибольшую активность в этой области проявляют, пожалуй, японские предприниматели. Идет проникновение японского бизнеса во все уровни системы образования и профессионально-технического обучения других стран, в первую очередь США. Масштабы этой деятельности впечатляющи. За последние несколько лет фирма «Тойота» только для реализации своей продукции наняла свыше 500 выпускников американских школ и колледжей. Прогнозируя в будущем потребность в семи тысячах дополнительных рабочих мест для механиков в год, «Тойота» передала американским школам и колледжам различные станки и оборудование, легковые автомобили и грузовики, выделила стипендии учащимся.
Японские университеты покупают или арендуют студенческие кампусы в Лондоне, в пригородах Нью-Йорка и других городов для своих студентов, открывают свои подразделения в европейских университетах. Японские корпорации уже давно поддерживают исследовательские проекты и программы, оплачивают работу американской университетской профессуры. В настоящее время японские корпорации подключились к строительству. Ирвин-университет в Калифорнии предоставил японской корпорации «Хитачи» участок в аренду на 40 лет под строительство здания для лаборатории. В новом здании исследователи фирмы займут два верхних этажа, а университетские ученью — первый этаж. По условиям аренды «Хитачи» обеспечивает университет высокотехнологичным лабораторным пространством бесплатно. По окончании срока аренды все здание переходит университету. Официально объявленная цель состоит в установлении контактов лаборатории со студентами, часть которых будет иметь возможность работать в фирме.
Данный пример не единичен. Компания «Отсука» открыла лабораторию в Вашингтонском университете для разработок в области медицины и фармацевтики. «ПЕК Корпорейшн» открывает в Принстонском университете лабораторию по передовой компьютерной технике и т.п. Данные факты свидетельствуют об объективной тенденции интернационализации знаний и процесса подготовки кадров.
Воздействие на мировой рынок рабочей силы осуществляется на корпорационном, государственном и межгосударственном уровнях. Так, на протяжении последних двух десятилетий активно развивается региональная система высшего образования в масштабах ЕС. Разработана примерная Программа межуниверситетской кооперации в Европе, предусматривающая меры по составлению единых программ обучения студентов, а также по расширению обмена преподавателями и исследователями. Укреплению сотрудничества на межуниверситетском уровне во многом способствует постоянная Конференция ректоров, президентов и вице-секретарей европейских университетов — КПЕ. «Европеизация» системы высшего образования проявляется также в создании двусторонних исследовательских консорциумов, междисциплинарных проблемных групп, в разработке научно-технических проектов.
Большое внимание в рамках ЕС уделяют унификации и стандартизации системы профессионального обучения. Это тем более необходимо, что в рамках программ создания единого рынка ЕС было предусмотрено взаимное признание дипломов, ученых степеней, а также свидетельств о профессиональной подготовке всеми странами ЕС. Предполагается также введение единого европейского диплома профессионального образования, что повысит мобильность рабочей силы и облегчит получение работы по специальности в другой стране.
Процессы интернационализации и межгосударственного регулирования затрагивают не только отдельные аспекты воспроизводства рабочей силы. Принципиально новым является стремление стран ЕС сформировать «единое социальное пространство». В декабре 1989 г. в Париже после длительных дискуссий Европейский Совет проголосовал 11 голосами за «Хартию основных социальных прав трудящихся». Несмотря на сугубо декларативный характер принятого документа, Великобритания высказалась против него, поскольку в документе признавалось право трудящихся на забастовку, на социальную защиту и пр.
Хартия содержит 12 глав и 26 статей и декларирует такие права, как свободное передвижение рабочей силы в пределах ЕС; занятость и оплата труда в соответствии с законодательством каждой страны; сближение в отдельных странах продолжительности рабочего времени, режимов ночных работ; право на пособия по социальному обеспечению; свобода ассоциаций и коллективных переговоров; развитие «социального диалога», участие трудящихся в управлении и прочее.
Принятая Хартия явилась лишь первым и весьма сдержанным шагом на пути создания единых социальных условий. Потребуются время и новые программы для устранения существующих национальных различий в социальной сфере, для преодоления противодействия ряда предпринимателей и правительств объективной тенденции к унификации условий труда и условий социальной жизни. И хотя преждевременно говорить о завершении процесса интернационализации воспроизводства рабочей силы, понимание общности человечества и стоящих перед ним глобальных задач будет во многом способствовать этому процессу. Национальная изоляция в области производства, образования, культуры, науки бесперспективна и ведет к застою. Напротив, осознание объективных закономерностей формирования и использования рабочей силы в сложной многоуровневой структуре позволяет органично интегрировать национальную экономику в мирохозяйственную систему.
Процесс миграции рабочей силы оказывает влияние на благосостояние как развитых, так и развивающихся стран. В развитых странах привлечение иностранных граждан в уже сложившуюся структуру вызывает социальные проблемы, так как безработица в результате повышается. Главное же внимание сосредоточено на развивающихся странах, которые теряют зачастую лучшие кадры. Особое беспокойство вызывает «утечка умов» — иммиграция квалифицированных специалистов в ведущие капиталистические страны. Следствием этого процесса оказывается негативное воздействие на научно-технический потенциал развивающихся стран. Количественная оценка «утечки умов» затруднена из-за отсутствия единой классификации квалифицированных работников. Но тем не менее меры по привлечению и использованию интеллектуального потенциала страны должны являться первоочередными для успешного развития любой экономики.