d9e5a92d

Финансовые стимулы выхода отечественных предприятий на мировой рынок


Финансовые стимулы выхода отечественных предприятий на мировой рынок и организация их деятельности за рубежом

Национальное предприятие (объединение, организация), наделенное правами юридического лица и обладающее экспортными возможностями, имеет право самостоятельно выходить на мировой рынок, устанавливать прямые связи с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе валютной самоокупаемости. Ее результаты входят в общий итог хозяйственной деятельности предприятия. Для финансирования внешнеэкономических операций на предприятиях создается валютный фонд, формируемый после обязательной продажи валютных средств за счет части валютной выручки, остающейся в распоряжении предприятия и перечисляемой на текущий валютный счет в уполномоченном банке. Величина валютного фонда зависит от результатов внешнеэкономических операций. Его целевое назначение — повысить экономическую заинтересованность предприятий в развитии экспорта товаров, создании условий для обновления материально-технической базы производства и реализации экономических интересов производителей экспортной продукции.

Предприятия могут объединять свои валютные фонды, передавать их другим организациям и банкам на взаимовыгодных условиях, вкладывать в активные операции за границей. Эти операции можно осуществлять только с теми средствами, которые остаются свободными после погашения валютных кредитов.

Предприятиям предоставлено право совершать свои внешнеэкономические операции через специализированные внешнеэкономические объединения на базе договоров при активном определении наилучших условий экспорта и импорта. В случае необходимости они имеют право создавать собственные хозрасчетные внешнеторговые фирмы на общем балансе предприятия, входящие в его состав, или на самостоятельном балансе со статусом юридического лица.

Учреждение предприятий за рубежом можно осуществлять путем создания новых предприятий со 100-процентным уставным капиталом или на долевых условиях; с помощью приобретения акций функционирующих предприятий; в качестве совладельца или пайщика объектов, сооружаемых по линии экономического и технического содействия иностранным государствам; путем покупки активов действующих фирм. Создание новых предприятий за рубежом требует меньших валютных ресурсов.

Источниками финансирования зарубежных инвестиций могут быть собственные средства отечественных предприятий, централизованные валютные фонды отраслевых органов управления, заемные средства. Финансирование операций с ценными бумагами осуществляется за счет двух источников: собственных и заемных средств. Заемные средства, в свою очередь, аккумулируются из средств валютных фондов заинтересованных предприятий и организаций, кредитов банков, уполномоченных на ведение валютных операций, иностранных банков, банков с участием иностранного капитала, отечественных банков за границей.

Зарубежная хозяйственная деятельность предполагает получение доходов. Они могут быть в виде прибылей, дивидендов от деятельности зарубежных предприятий, доходов от операций с ценными бумагами. Полученные доходы можно переводить в нашу страну или реинвестировать за границей. Переводимые в страну доходы включаются в общие результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Если зарубежные предприятия образованы за счет собственных и заемных средств, то дивиденды и доходы в иностранной валюте полностью зачисляются в валютные фонды отечественных предприятий-учредителей. Если в финансировании уставного капитала использовались средства отраслевых валютных фондов, то полученные доходы в соответствующих пропорциях поступают в валютные фонды предприятий и в отраслевой валютный фонд.1



16.1. Менеджмент

менеджмент, вид деятельности и система управления; развитие менеджмента, интеграционные процессы в менеджменте, природа и состав функций менеджмента, стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Принимая во внимание, что сам менеджмент представляет собой целенаправленное воздействие по согласованию действий для получения предполагаемого результата деятельности человека, а также то, что менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления в условиях свободного предпринимательства, конкуренции, экономической мотивации, подчеркнем, что он в современных экономических условиях в своих подходах, принципах и методах отдает предпочтение экономическим средствам и методам управления. Причем любое действие в менеджменте осуществляется на аналитической основе, где не все показатели системы управления имеют строго расчетную форму. Иными словами, менеджмент проецирует востребуемые взаимосвязи из области экономической в область управленческую, задействуя элементы социального так, чтобы эффективно использовались ресурсы организации или общества в целом. Проблемы менеджмента рассматриваются по материалам учебников Ю.Г. Одегова, П.В. Журавлева «Управление персоналом» (1997) и «Основы менеджмента» М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф.Хедог/pu (1994).



Наука и искусство менеджмента

Важная часть знания, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента.

С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня каждому практическому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент — искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивацию других людей. Возникает вопрос — можно ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и, соответственно, «менеджер» и «руководитель» — это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле, пожалуй, — да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда,- в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

В культуре развитых капиталистических стран понятие «менеджмент» очень часто соседствует с понятием «бизнес». Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration — «государственное управление».

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам, и все же читатель найдет некоторые примеры успеха в этом деле на страницах настоящего учебника.

Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью «инфраструктуры управления». Инфраструктурные отрасли в производстве (энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п.), и в непроизводственной сфере (образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т.п.) — весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, а также услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США — страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 — это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действует свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности.  Более 70 периодических изданий,  свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США — лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.



Содержание раздела