d9e5a92d

Основы методологии и методы  регулирования экономики


Основы методологии и. методы  регулирования экономики

Предметом дисциплины «Государственное регулирование экономики» является изучение совокупности методов воздействия на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений, в интересах общества.

Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.

Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

Осуществляемые в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений. Всякая крупная акция требует тщательной подготовки и осмысления. Здесь не может быть безальтернативных вариантов. Государственное регулирование экономики ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.

Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Все эти вопросы составляют основу содержания дисциплины. При этом вначале, в силу сложившихся особых условий реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы, в том числе структурные преобразования, технологическое обновление, преодоление кризисных явлений.

Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного

регулирования всецело зависят от конкретной экономической обстановки, характера и масштабов решаемых задач. Страны, развивающиеся в острой экономической ситуации, нуждаются в более сильном государственном руководстве и участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны, имеющие стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое государственное планирование экономики не может опуститься ниже определенного предела, за которым становится невозможным -воспроизводство.

Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в национальном и международном масштабах. Системы свободного рынка и директивной экономики изжили себя, что убедительно доказали великая депрессия 30-х гг. в США и распад экономики СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования.

Однако в России в процессе реформирования основной упор был сделан на разрушение прежней государственной системы управления и смену формы собственности. В короткие сроки государственная форма собственности и государственный механизм управления (бюрократический централизм) обернулись в свои противоположности, т.е. в преобладание частной собственности и стихию незрелого рынка. В результате этой метаморфозы в экономике произошли нежелательные изменения (табл. 16.4.1). Объем производства катастрофически сократился.

Таблица 16.4Л



Основные показатели социально-экономического развития России в 1991-1996 гг.1 (в ценах соответствующих лет)

Показатель

1991 г.

1992г.

1993 г.

1994 г.

1995г.

1996 г.

Валовой внутренний продукт в фактических

ценах (в трлн. руб.)

1,4

19

171,5

611

1631

2256

ВВП (в % к предш. году)

95

85,5

91,3

87

96

94

Промышленное производство (в % к предш. году)





88,3

79,1

97

95

В том числе потребительских товаров

99,2

85

89

74

88

92

Валовая продукция сельского хозяйства (в % к предш. году)



91

96

88

92

93

Инвестиции за счет всех источников

финансирования (в % к предш. году)

85

60

88

76

87

82

Розничные продажи (в % к предш. году)

97

97

102

100,1

93

103

Экспорт (в млрд. руб.)

50,9

42,4

44,2

50,1

65,2

88,3

Импорт (в млрд. руб.)

Z5114

37,0

32,8 ]

l——iL°

40,5

61,1

Доходы на душу населения (в тыс. руб./мес.)

0,446

4,0

45,2

206,3

785,1

934,3

Расходы на душу населения

(в тыс. руб./мес.)

0,420

3,5

41,0

197,1

605,0

852,5

Прожиточный минимум (в тыс. руб.)

-

1,9

20,6

86,6

264,4

371


Показатель

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994г.

1995 г.

1996 г.

Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (в %)



33,5

31,5

22,4

24,7

22

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю

260

2610

841

320

230

122

Рост денежной массы (Мз), декабрь к декабрю (в%)



742

516

285

221

130

Скорость обращения М^, (раз)

-

2,7

4,7

6,8

7

7,3

Дефицит консолидированного

бюджета в % к ВВП (по методике МФ) (по методике МВФ)

10,4

5,3 11,1

10,3

5,3

10,4

7,7

2,9

3,8

3,5 7,7


По насыщенности рынка товарами можно было бы сделать вывод об успешном проведении реформ. В действительности именно потребительскому рынку реформа нанесла наиболее сильный удар. Потребление продовольствия в 1995 г. к уровню 1990 г. снизилось до 48%, причем 50% продовольствия было импортным.1

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

Рыночная экономика привносит режим конкуренции. Конкуренция и рынок потребителя являются ключевыми условиями экономического прогресса. Изменение же форм собственности имеет смысл тогда, когда устраняется монопольное положение производителя. Сама смена собственности никак не влияет на эффективность, а доходность может снизиться, так как надо платить еще и собственнику. Частная собственность имеет преимущества в мелком производстве, основанном на личном трудовом участии. Применительно к крупным предприятиям большим стимулом становится не частная . собственность, а приватизация управления.

При реформировании широко использовались теории и советы западных экспертов, которые, возможно, и грамотные специалисты, но далеки от российской действительности. Известно, что даже положительный опыт полезен только в конкретных условиях. Сделанный с помощью западных советников выбор модели оказался неспособным обеспечить современный уровень организации и управления производством. Чистый продукт, который прежде направлялся на нужды всех граждан страны, теперь в большой степени присваивается владельцами капитала. Следовало рыночные отношения постепенно вмонтировать в планирование, а не ликвидировать его; дать больше самостоятельности хозяйствующим субъектам, а не проводить дележ общенародной собственности.

Задачей государственного регулирования поэтому является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Это тем более актуально, что в стране осуществлен лишь первый, самый простейший этап перехода к рынку — либерализация экономики. Второй этап — финансовая стабилизация — затягивается, а начало последнего третьего этапа — повышение эффективности, стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста — пока не поддается прогнозированию.

Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; ' разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Кроме того, если не поставить под государственный контроль крупные монополии, то они повышением цен сведут платежеспособный спрос до критического уровня.



Содержание раздела