d9e5a92d

Поэтому регулирование экономики государством представляет собой.


Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма. К ним можно отнести финансирование малорентабельных или нерентабельных, с точки зрения частного капитала, производств, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных масштабах, преодоление социального расслоения, реализацию региональных и национальных экономических программ, решение проблемы безработицы, налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты, проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и др.

Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах.

Изучение дисциплины «Государственное регулирование экономики» должно способствовать повышению уровня общеэкономической подготовки специалистов, выработке ими государственного мышления, т.е. умению при решении любых вопросов видеть и удовлетворять общенациональные интересы.

Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества.1

Любая экономика нуждается в системе регулирования для поддержания стабильных процессов, происходящих в ней в аспекте сохранения эффективности производственных и социальных явлений. Поэтому регулирование экономики государством представляет собой. систему действий государства по отношению к деятельности хозяйственных субъектов и самой рыночной конъюнктуре в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на формах собственности на ресурсы; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования деятельности на макроэкономическом уровне; экономические связи между хозяйственными субъектами.

Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой форм собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование рынков».

Командную экономику характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного  планирования.  Все крупные решения,  касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным  органом.  Предприятия  функционируют  на  основе государственных директив. Основные социально-экономические соотношения, в том числе между средствами производства и предметами потребления,  устанавливаются централизованно.

Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской .активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха.



Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода • в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит кз того, что в центре преобразований находится челоазк с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи к своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда.

Государственное регулирование экономики опирается на знание и правильное использование объективных экономических законов развития общества. Экономические законы отражают широкий круг основных, устойчивых связей между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.

Первостепенную роль в экономике играет закон спроса и предложения. Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по предложенным на рынке ценам.

Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершать покупку. Высокая цена отбивает у потребителей желание покупать, а низкая, наоборот, стимулирует покупку.

Потребление подвержено также действию закона убывающей предельной полезности,. согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и  меньше удовлетворения — потребители покупают дополнительные единицы продукта , лишь при условии, что цена его снижается. При более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Y яето появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения, который выражает желание производителей изготовить на продажу большее количество своего продукта по высокой цене. Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже.

Изменения соотношений между спросом и предложением и вызываемые ими колебания рыночных цен регулируются законом стоимости. Если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает; если, наоборот, при неизменном предложении спрос сокращается или при неизменном спросе увеличивается предложение, то цена снижается. Цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Данная сигнальная система эффективно действует в условиях свободной конкуренции.

Адекватное соответствие объективных экономических законов современному высокому уровню развития производительных сил может быть достигнуто лишь с помощью государственного вмешательства в экономику.1

Государственное регулирование экономики — форма взаимодействия государства и экономических субъектов, которая реализуется через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику ' в целях перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством различных рычагов.

Крупным американским теоретиком системы государственного регулирования экономики считается Дж.Кейнс. По его учению, факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в терминах и методах анализа. И если макроэкономика изучает национальную экономику в целом, рассматривает проблемы экономического роста и занятости, возможности и противоречия экономического механизма, то микроэкономика рассматривает процессы принятия   экономических   решений   отдельными   экономическими   субъектами, потребителями и др., анализирует процессы взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.



Содержание раздела