Ряд видных экономистов (М.Фрвдмен и др.) являются противниками государственного вмешательства в экономику. По их мнению, рыночная система сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Запас прочности рыночного механизма неисчерпаем, а трудности и кризисы, возникающие в экономике, якобы навязываются извне, носят экзогенный характер и их главным виновником является именно государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время раскачивает рынок. В связи с этим они предлагают сузить рамки государственного регулирования до минимума.
Государство обеспечивает правовую базу функционирования рыночной системы, что выражается в предоставлении законного статуса частным предприятиям, регламентации отношений между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять власть для наложения соответствующих санкций. Государство направляет усилия на реализацию антимонопольных законов в целях защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Государство создает условия для перераспределения дохода общества в целях относительного нивелирования социального неравенства его членов. Эта задача решается как через платежи малоимущим, инвалидам, больным и реализацию конкретных социальных комплексных программ по защите интересов определенных групп населения, так и путем льготного ценообразования на товары и продукты первой необходимости. Государство перераспределяет также ресурсы общества для стимулирования развития так называемых общественных благ (медицинского обслуживания, образования, библиотек, музеев, армии, автомагистралей, дорог и др.), которые рыночная система не заинтересована производить, но без которых жизнь общества невозможна.
Методы государственного регулирования условно подразделяются на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также пресечением развития теневого бизнеса.
Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.
Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется в интересах государства значительная часть национального дохода.
Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача государственных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочки уплаты налогов.
Сознательное маневрирование налогами и правительственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и экономическим ростом называют дискреционной фискальной политикой. Она вызывает рост общественного производства или снижение его величины. Фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей, предусматривает рост правительственных расходов, т.е. возможность бюджетного дефицита. Элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции спроса, становится сокращение правительственных расходов при росте налогов, т.е. явление бюджетных излишков.1
Форма воздействия государства на экономику может варьироваться в различных проявлениях в зависимости от степени необходимости внесения элемента государственного регулирования в экономический процесс. Система государственного регулирования представляет собой совокупность экономических регуляторов, косвенно воздействующих на механизм рынка, участников экономического процесса и т.д. — цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции.
На разных этапах экономического развития государство по-разному использует возможности фискальной политики для стабилизации общественного воспроизводства.
Эффективной мерой государственного регулирования экономики является увеличение дефицита государственного бюджета (или сокращение его положительного сальдо) в период спада и уменьшение его дефицита в период инфляции. Применяемые при этом стабилизаторы не способны полностью скорректировать нежелательные изменения величины чистого национального продукта. Поэтому для коррекции инфляции или спада в значительных масштабах применяются дискреционные фискальные мероприятия, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.
Особое место в ряду средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования состоит в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что, в свою очередь, является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государственное регулирование экономики предусматривает применение также дотаций и фиксированных цен.
Дотация — это как бы «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя их непосредственно могут получать и потребители.
Установление фиксированных цен — более «грубые» методы вмешательства государства в рыночные механизмы. Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.1