Многообразие общественных явлений обусловливает необходимость дифференцированного подхода к образованию и использованию типологических группировок.
Наряду с выделением типов хозяйств, разделением населения по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и быта выделяются однородные группы, которые различаются между собой качественными особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определять, поскольку социально-экономическую их сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации (продовольственные, непродовольственные, смешанные) не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.
Таблица 16.3.1
Пример группировки торговых предприятий района по объему товарооборота (в % к итогу)
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. |
Число магазинов |
Розничный товарооборот |
Г-у* Торговая площадь |
До 1700 |
21,87 |
11,22 |
18,05 |
1700—2000 |
28, 13 |
19,04 |
21,38 |
2000—3000 |
21,87 |
20,00 |
19,08 |
3000—4200 |
15,63 |
22,23 |
19,47' |
Свыше 4200 |
12,50 |
27,51 |
22,02 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Структурные группировки. Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это — группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки формируются на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.
С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть — по специализации; работники торговли — по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных табл. 16.3.1.
Приведенная в табл. 16.3.1 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укрупнении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности.
Данная группировка, кроме того, позволила выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки взаимосвязей между признаками, выступающими в роли причины или следствия явления. Из можно выделить следующие:
1) когда фактором выступает количественный признак, а результатом — качественный (стаж работы и квалификация продавца, продолжительность договорных связей между поставщиками товаров и предприятиями торговли, с одной стороны, и качеством товаров — с другой);
2) когда в основу группировки положен качественный признак, а результатом — представлен количественный (например, квалификация продавцов и производительность их труда);
3) когда в роли фактора и результата выступает качественный признак (например, категории работников торговли и их образование);
4) когда в группировке факторный и результативный показатели представлены количественным признаком (например, производительность труда и заработная плата). Наиболее распространенный вид коммерческих связей представлен в табл. 16.3.2.
Таблица 163.2
Качество продукции и продолжительность договорных связей поставщиков с магазином
Продолжительность связей магазина с поставщиками, лет |
Число поставщиков |
|
|
абсолютная величина |
% к итогу |
Доля стандартной гфодукции, % |
|
До З 3-7 7—11 Свыше 11 |
4 9 7 5 |
16 36 28 20 |
73 78 85 98 |
Итого: |
25 |
100,0 |
88,5 |
Данные группировки позволяют сделать вывод о том, что устойчивые и надежные хозяйственные связи между сторонами, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.
Комбинированные группировки. Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
Применение комбинированных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).