Во-первых, к началу рыночных реформ оборонный комплекс был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ. Кроме того, процесс конверсии развивался крайне хаотично, сопровождался снятием военных заказов без заблаговременного оповещения предприятий-производителей, а также деформацией в планировании показателей оборонного заказа.
Нарушение соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры заказываемых работ и изделий привели к тому, что объем производимой военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям из бюджета на эти цели.
Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не могла быть выкуплена, а затраты на нее соответственно компенсированы предприятием, явилось отвлечение собственных оборотных средств. Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой - огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.
В бюджете на 1998г. эти показатели выглядят несколько лучше: соответственно 18,5% и 13,2% /74/.
В сложившейся ситуации приходится отказываться от приоритетных направлений в развитии ОК, ограничиваясь приоритетными проектами. Основным принципом бюджетного финансирования в этих условиях становится программно-целевой принцип финансирования и закупок военной техники.
Из-за недофинансирования нереализованными оказались конверсионные мероприятия, призванные стабилизировать положение в оборонном комплексе.
Так, на конверсионную реорганизацию оборонного комплекса в 1992 году реально было выделено 42 % средств, предусмотренных федеральным бюджетом, в 1993г. - 22%, в 1994г. - 10% /28/.
Из-за неудовлетворительного финансирования не была выполнена Государственная программа конверсии на 1995-1997гг. Программой предусматривалось льготное кредитование на конкурсной основе предприятий, осуществляющих конверсионные проекты, и бюджетное финансирование гражданских НИОКР, в которых должны были использоваться достижения оборонки. Предусматривалась также прямая поддержка социальной сферы предприятий.
Это должно было компенсировать потери предприятиями прибыли от сокращения военного производства.
Фактически все осталось на бумаге: в 1995г. льготных кредитов было выделено 25% от плановых, в 1996г. - 11%, а в 1997г. вообще не было предоставлено.
В результате: введены производственные мощности по гражданской продукции на сумму 5 трлн. руб. вместо 41 трлн. руб. по программе; из 400 тыс. новых рабочих мест, которые предполагалось создать в гражданской сфере для высвободившихся работников оборонной промышленности, подготовлены только 70 тыс. /62/.
Ради справедливости следует отметить, что ряд конверсионных проектов был выполнен, но в основном за счет собственных и привлеченных средств оборонных предприятий и организаций.
По разным оценкам, для осуществления конверсии ОК России и модернизации производства требуется от 150 до 300 млрд. долларов /75/. Реальные инвестиции в оборонные предприятия намного ниже. По Федеральной программе на 1995-1997 годы они были предусмотрены всего в размере 18,6 трлн. рублей (в ценах 1995 года), что составляет около 3,7 млрд. долларов (по курсу) /11/.
Не определил своего отношения к инвестированию оборонного комплекса отечественный промышленный капитал, который главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода в СКВ. Около 95% активных операций банков приходится на короткие торговые и финансовые сделки.
В данной ситуации правомерно говорить о создании фонда конверсии, куда помимо бюджетных средств, выделяемых на нужды конверсии вошли бы различные внебюджетные средства. Аккумулированные в конверсионном фонде средства, используемые на инвестирование, необходимо направлять на:
финансирование конверсионных программ и проектов, вошедших в Государственную программу конверсии оборонного комплекса;
приоритетное финансирование экономически эффективных конверсионных программ и проектов, не вошедших в Программу конверсии;
финансирование лизинговых операций;
инвестиции с приобретением соответствующих пакетов акций вторичной эмиссии конверсионных предприятий;
финансирование независимой экспертизы конверсионных проектов и программ, других организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности конверсионного фонда.
В условиях отсутствия собственных средств и недостаточного бюджетного финансирования предприятия оборонного комплекса вынуждены привлекать кредитные и прямые внебюджетные средства, в том числе коммерческих банков и других финансовых институтов (см. рис.1.6).
Кредитные средства |
Инвестиционные средства |
Кредиты коммерческих структур |
Льготные кредиты (конкурсы) |
Кредиты по межправительственным соглашениям |
Конверсионные средства |
Кредиты МБРР и ЕБРР |
Рис. 1.6. Структура кредитных средств предприятий ОК
С началом реформ в практику сотрудничества между предприятиями ОК и коммерческими банками входит заключение различного рода соглашений и договоров, основной целью которых является разработка и внедрение новых механизмов привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов для реализации военно-технических и конверсионных проектов.
Примером такого рода взаимодействия является заключение соглашения о сотрудничестве в области финансового оздоровления предприятий оборонной промышленности, подписанное 1 октября 1996 года между бывшим Министерством оборонной промышленности и Московским экспортно-импортным банком /56/.Подобные соглашения имеются с другими российскими коммерческими банками.
В 1995 году средства коммерческих банков инвестированные в оборонные предприятия составили 250 миллионов долларов /56/. В качестве положительного примера можно отметить деятельность отраслевого банка “Авиабанк” /69/.
На наш взгляд, подобная практика может служить основой создания отраслевых банков в отраслях оборонного комплекса, производящих продукцию, на которую имеются долгосрочные заказы и кредиты.
Для этого оборонный комплекс располагает достаточными предпосылками:
высокий конкурентоспособный потенциал, выраженный в наличии высоких технологий, возможности выпуска как военной, так и гражданской продукции;
уникальные достижения в сфере оборонных и гражданских научно-исследовательских разработок;