Во-первых, к началу рыночных реформ оборонный комплекс был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ. Кроме того, процесс конверсии развивался крайне хаотично, сопровождался снятием военных заказов без заблаговременного оповещения предприятий-производителей, а также деформацией в планировании показателей оборонного заказа.
Нарушение соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры заказываемых работ и изделий привели к тому, что объем производимой военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям из бюджета на эти цели.
Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не могла быть выкуплена, а затраты на нее соответственно компенсированы предприятием, явилось отвлечение собственных оборотных средств. Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой - огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.
Во-вторых, одноразовый отпуск цен в январе 1992 года обесценил и без того скудные финансовые средства предприятий. Дефицит финансовых средств у предприятий оборонного комплекса особенно усугубился в результате постоянного несоответствия между регулируемыми ценами на продукцию ОК и свободными ценами на основную часть материально-технических ресурсов. Кроме того, возможности предприятий комплекса по наращиванию прибыли за счет ценового фактора были существенно снижены ограничением цены на продукцию оборонного заказа рентабельностью в 25%.
Таким образом, в силу указанных причин, предприятия оборонного комплекса, начиная с 1992г., фактически оказались неспособными осуществлять финансирование своего производства. Кроме того, необходимо подчеркнуть существенную особенность. Сама постановка вопроса о попытке перевода ОК на самофинансирование в условиях, когда с оборонным комплексом связана программа структурной перестройки всей экономики страны, на наш взгляд, абсолютно несостоятельна.
Бюджетные средства как источник финансирования представляет собой целенаправленные финансовые ресурсы, выделяемые из государственного бюджета на финансирование определенных программ, проектов и т.д.
Особенностью функционирования ОК является государственный заказ на разработку и производство вооружения и военной техники, а также товаров народнохозяйственного назначения, производимых на предприятиях оборонного комплекса.
По причине неплатежеспособности государство оказывается финансовым должником, который не в состоянии финансировать даже государственные программы. В условиях резкого сокращения бюджетных возможностей финансирование ОК осуществляется путем введения государственной контрактной системы, основные положения о которой закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” и Федеральным законом от 27 декабря 1995 года №213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.
Принятие данных законов определяет взаимоотношения между государственными заказчиками и исполнителями работ и направлено на повышение эффективности механизма финансирования разработок вооружения и военной техники, устранения распыления ресурсов и дублирования затрат при создании однотипных систем оружия, на сокращение стоимости и сроков осуществления проектов.
По причине скудности оборонного бюджета даже эти меры не в состоянии поправить положение дел. В федеральном бюджете на 1996 год средства на закупку вооружений и военной техники составляли около 15% от средств, выделенных на национальную оборону. Средства на НИОКР итого меньше - около 6% /73/.
В бюджете на 1998г. эти показатели выглядят несколько лучше: соответственно 18,5% и 13,2% /74/.
В сложившейся ситуации приходится отказываться от приоритетных направлений в развитии ОК, ограничиваясь приоритетными проектами. Основным принципом бюджетного финансирования в этих условиях становится программно-целевой принцип финансирования и закупок военной техники.
Это должно было компенсировать потери предприятиями прибыли от сокращения военного производства.
Фактически все осталось на бумаге: в 1995г. льготных кредитов было выделено 25% от плановых, в 1996г. - 11%, а в 1997г. вообще не было предоставлено.
В результате: введены производственные мощности по гражданской продукции на сумму 5 трлн. руб. вместо 41 трлн. руб. по программе; из 400 тыс. новых рабочих мест, которые предполагалось создать в гражданской сфере для высвободившихся работников оборонной промышленности, подготовлены только 70 тыс. /62/.
Ради справедливости следует отметить, что ряд конверсионных проектов был выполнен, но в основном за счет собственных и привлеченных средств оборонных предприятий и организаций.
По разным оценкам, для осуществления конверсии ОК России и модернизации производства требуется от 150 до 300 млрд. долларов /75/. Реальные инвестиции в оборонные предприятия намного ниже. По Федеральной программе на 1995-1997 годы они были предусмотрены всего в размере 18,6 трлн. рублей (в ценах 1995 года), что составляет около 3,7 млрд. долларов (по курсу) /11/.
Не определил своего отношения к инвестированию оборонного комплекса отечественный промышленный капитал, который главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода в СКВ. Около 95% активных операций банков приходится на короткие торговые и финансовые сделки.
В данной ситуации правомерно говорить о создании фонда конверсии, куда помимо бюджетных средств, выделяемых на нужды конверсии вошли бы различные внебюджетные средства. Аккумулированные в конверсионном фонде средства, используемые на инвестирование, необходимо направлять на:
финансирование конверсионных программ и проектов, вошедших в Государственную программу конверсии оборонного комплекса;
приоритетное финансирование экономически эффективных конверсионных программ и проектов, не вошедших в Программу конверсии;
финансирование лизинговых операций;
инвестиции с приобретением соответствующих пакетов акций вторичной эмиссии конверсионных предприятий;
финансирование независимой экспертизы конверсионных проектов и программ, других организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности конверсионного фонда.
В условиях отсутствия собственных средств и недостаточного бюджетного финансирования предприятия оборонного комплекса вынуждены привлекать кредитные и прямые внебюджетные средства, в том числе коммерческих банков и других финансовых институтов (см. рис.1.6).
Кредитные средства |
Инвестиционные средства |
Кредиты коммерческих структур |
Льготные кредиты (конкурсы) |
Кредиты по межправительственным соглашениям |
Конверсионные средства |
Кредиты МБРР и ЕБРР |
Рис. 1.6. Структура кредитных средств предприятий ОК
С началом реформ в практику сотрудничества между предприятиями ОК и коммерческими банками входит заключение различного рода соглашений и договоров, основной целью которых является разработка и внедрение новых механизмов привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов для реализации военно-технических и конверсионных проектов.
Примером такого рода взаимодействия является заключение соглашения о сотрудничестве в области финансового оздоровления предприятий оборонной промышленности, подписанное 1 октября 1996 года между бывшим Министерством оборонной промышленности и Московским экспортно-импортным банком /56/.Подобные соглашения имеются с другими российскими коммерческими банками.
В 1995 году средства коммерческих банков инвестированные в оборонные предприятия составили 250 миллионов долларов /56/. В качестве положительного примера можно отметить деятельность отраслевого банка “Авиабанк” /69/.
На наш взгляд, подобная практика может служить основой создания отраслевых банков в отраслях оборонного комплекса, производящих продукцию, на которую имеются долгосрочные заказы и кредиты.
Для этого оборонный комплекс располагает достаточными предпосылками:
высокий конкурентоспособный потенциал, выраженный в наличии высоких технологий, возможности выпуска как военной, так и гражданской продукции;
уникальные достижения в сфере оборонных и гражданских научно-исследовательских разработок;