Доля экспорта продукции гражданского назначения по оборонному комплексу составляет около 20%, в то время как в общем объеме выпуска продукции практически во всех оборонных отраслях промышленности основную часть (более 75%) составляет продукция гражданского назначения /55/.
Приведенные данные свидетельствуют о преимуществе производства продукции военного назначения перед гражданской. Проблема заключается в совершенствовании процесса конверсии, доведении его до логического завершения, точнее, в диверсификации производства. Говорить о нравственной стороне процесса торговли оружием можно лишь при условии равного отношения к данной проблеме всех участников рынка вооружений.
В области инвестиционного сотрудничества внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена на:
Идет распад оборонной промышленности, уже утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе и в таких важнейших сферах, как новые материалы, информатика, аэрокосмическая техника, биотехнология и др. (всего около 300 технологий).
Разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в другие структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, что сопровождается разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и политическое образование. Например, начиная с 1991 года, численность производственного персонала оборонной промышленности РФ ежегодно уменьшается на 10-15%. За 1992-1997гг. кадровый потенциал ОК сократился почти в три раза.
Наряду с общими причинами, характерными для всех отраслей промышленности, на сокращение инвестиций в ОК повлияли и специфические причины, связанные с особенностями функционирования предприятий оборонного комплекса. По нашему мнению, они заключаются в следующем:
приоритетное внимание инвесторов к добывающей, перерабатывающей промышленности, топливно-энергетическому комплексу, телекоммуникациям, сфере услуг;
большая наукоемкость продукции, что требует относительно большого объема инвестиций и на длительные сроки;
нежелание иностранного инвестора вкладывать средства в предприятия оборонного комплекса по политическим мотивам;
необходимость поддержания мобилизационных мощностей;
режимный характер работ предприятий оборонного комплекса;
трудность адаптации специалистов предприятий оборонного комплекса к условиям рыночной экономики.
Основной же причиной, как и отмечалось выше, является недооценка руководящей и регулирующей роли государства на этапе перехода к новым экономическим отношениям, потеря управляемости протекающими процессами.
1.4. Направления деятельности по выводу оборонного комплекса из кризиса и активизации инвестиций
Глубокий кризис, охвативший экономику страны, в оборонном комплексе имеет специфические особенности, основными из которых являются /97/:
экономическое положение предприятий, занятых выполнением государственного оборонного заказа, полностью зависят от уровня его своевременного финансирования;
в ОК с 1992г. накопился избыток мощностей, поскольку госзаказ резко уменьшился, а мобилизационные задания остались на уровне 1986 расчетного года, что усугубляет и без того сложное финансовое положение предприятий;
либерализация цен с 1992г. лишила предприятия ОК собственных оборотных средств;
непрерывное изменение системы управления оборонным комплексом пагубно отразилось на его социально-экономическом и финансовом положении;
отсутствие ясности во внешней политике, в понимании критериев национальной безопасности, военной доктрины, программы вооружений породило неразбериху в оборонной промышленности;
опережающий рост цен на продукцию ТЭК, транспортные перевозки и коммунальные услуги, жесткая налоговая политика привели к катастрофе;
при обвальном снижении объемов производства резко возросли накладные расходы, что привело к увеличению стоимости и снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Анализ результатов экономических преобразований в течение 1992-1997гг. позволяет сделать некоторые выводы, относящиеся как к ОК, так и к промышленности в целом /83,97,102/:
продолжается деградация и промышленности и оборонного комплекса;
усиливается кризис бюджетной системы, вызванный свертыванием производства;
углубляется социальная дифференциация, растет безработица, систематически задерживается заработная плата;
увеличивается стратегическая зависимость России от импорта промышленных и продовольственных товаров;
происходит разрушение наукоемких отраслей, изношенность основных фондов достигает, по экспертным оценкам, 80-85%;
налоговая политика носит ярко выраженный антипромышленный характер;
полностью потеряно управление научно-промышленным сектором - как государственным, так и акционерным, в котором государству принадлежит контрольный пакет акций;
отсутствует концепция вывода из кризиса экономики страны в целом и оборонного комплекса в частности;
задолженность бюджета предприятиям, выполняющим оборонный заказ, составила в 1996г. - 15,6 трлн. руб., в 1997г. - 25 трлн. руб.;