Этими причинами объясняется необходимость четкого обоснования концепции и программы проведения разгосударствления и приватизации предприятий и объектов оборонного комплекса.
Под разгосударствлением понимается частичное или полное преобразование предприятий, основанных на государственной собственности, в предприятия с частичной или полной собственностью работников или частной формой собственности /4/.
Приватизация является частичным моментом разгосударствления.
Целью приватизации предприятий ОК является формирование оптимальной экономической структуры производства в оборонном комплексе, отвечающей условиям рынка и обеспечивающей выполнение основных функций ОК. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
минимизация затрат на производство и разработку вооружения и военной техники при реализации требований военной доктрины и обеспечения на этой основе обороноспособности России;
создание оптимальной экономической структуры производства в оборонном комплексе, приспособленной к условиям рынка;
максимально эффективное использование научно-производственного потенциала оборонного комплекса в интересах быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.
На процесс разгосударствления и приватизации оборонного комплекса оказывает влияние целый ряд факторов, которые можно отнести к следующим основным группам:
Первая группа - факторы, определяемые действовавшей системой управления предприятиями ОК. При планово-распределительной системе предприятия оборонного комплекса функционировали в условиях жесткого централизованного административного управления, которое значительно ограничивало их производственно-хозяйственную самостоятельность.
Вторая группа - факторы структурного и оценочного характера, которые включают:
масштабность производства, сопровождающаяся трудностями в процессе приватизации, в том числе при выкупе имущества трудовыми коллективами;
отдельные предприятия ОК являются только элементами, комплексом взаимосвязанных производств, обеспечивающих выпуск конечной продукции военного и народнохозяйственного назначения;
неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса в пределах России;
диверсификация производства, выражающаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (вооружение и военная техника, продукция двойного применения, гражданская продукция общего применения, непродовольственные товары народного потребления).
Третья группа - факторы, определяемые наличием значительных мобилизационных мощностей и резервов, необходимость поддержания которых существенно ограничивает процесс разгосударствления и приватизации.
Четвертая группа - факторы, определяемые конверсией военного производства (изменение структуры выпускаемой продукции, изменение статуса оборонного предприятия, расширение возможностей приватизации).
Осуществление полномасштабной приватизации и акционирования государственных предприятий, являющихся одним из направлений институциональных преобразований ОК, регламентируется несколькими десятками нормативных документов: Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, решениями Госкомимущества РФ (Мингосимущества РФ), различными приложениями к ним, решениями и разъяснениями смежных органов (Министерства финансов, Министерства экономики, Минатома).
Процесс приватизации, в основе которого лежит изменение форм собственности, создание и функционирование многоукладного хозяйства, предполагает кардинальные изменения источников финансирования инвестиций.
Инвестиционными источниками в результате приватизации являются:
доходы от продажи государственного имущества (акций приватизированных предприятий);
инвестиции, осуществляемые победителями инвестиционных конкурсов и коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями;
дополнительные инвестиции новых собственников;
аккумулирование средств путем размещения вторичной эмиссии акций и облигаций.
Анализируя первый (чековый) этап приватизации отметим, что программа чековой приватизации - одна из немногих среди принятых в России программ, которая была действительно реализована, причем ее результаты превзошли ожидания. При планируемой установке приватизировать в течение 1993 года 5 тысяч крупных предприятий - фактически были приватизированы 8010, а к марту 1994 г. - 9342. Численность работающих на этих предприятиях составляла 9,1 млн. человек или около 45% общего числа занятых в промышленности /30/.
Иностранные инвесторы при этом приобрели всего 35,5 тыс. штук акций. Причины этого:
на чековых аукционах выявилось, что небольшие предприятия оказались более привлекательны, как объекты для инвестиций, чем крупные;
уровень эффективности отрасли и ее экспортные возможности.
В ходе первого этапа приватизации был сформирован новый класс собственников, состоящий преимущественно из работников приватизированных предприятий, представителей администрации этих же предприятий, крупных и мелких инвесторов.
Используя все возможные льготы, предоставленные в ходе первого этапа приватизации (в первую очередь закрытую подписку) работники предприятий смогли выкупить от 31 до 51% голосующих акций. Это способствовало появлению значительного количества АО, в капитале которых доля работников превышает 51%. Соответственно им формально принадлежит и право решающего голоса.
Доля администрации и внешних инвесторов в капитале приватизированных предприятий колебалась в пределах 10-15% каждого.
Качественный состав держателей акций наглядно представлен на рис. 2.1.
93% всех эмиссий не превышала по объему 1 млрд. рублей, хотя общая сумма выпусков составила 50,7 трлн. рублей.
Данные о размещении эмитированных бумаг отсутствуют. 3,23% акционерных обществ осуществили 1263 вторичных эмиссии. При этом на приватизированные предприятия, составляющие более двух третей всех акционерных обществ, пришлось 155 вторичных эмиссий, то есть 12% их общего числа.
В 1995г. большинство акционерных обществ России имели одну приватизационную или учредительную эмиссию /95/.
От такой приватизации предприятия не получили каких-либо финансовых средств. В то же время перед руководством предприятий встали проблемы, связанные с созданием новых органов управления (совет директоров), усложнением системы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, дополнительными расходами, связанными с ведением дополнительной документации.
Таким образом, приватизация в конечном счете вылилась в то, что предприятия лишились государственных субсидий, а вся ответственность за его функционирование легла на коллектив и руководство.
Первый этап приватизации привел к негативным последствиям и прежде всего к паданию объемов производства, особенно в оборонной науке, банкротству части приватизированных предприятий, потере контроля над производством и продажей ВВТ, свертыванию научных разработок.