d9e5a92d

Количество денежных аукционов


По большому счету не оправдались надежды на превращение приватизированных предприятий в один из элементов рыночной экономики.
Предприятия продолжают функционировать в старом режиме, сохраняя прежнюю номенклатуру и объемы производства, не снижая занятости. Основная причина - отсутствие инвестиций на структурную реорганизацию производства. При этих условиях предприятия смогут существовать лишь получая государственные субсидии.
В оборонном комплексе на первом этапе приватизации осуществлялась продажа государственных акций через закрытую подписку, где члены трудового коллектива приобретали от 35 до 51% акций предприятий и через чековые (денежные) аукционы. При этом по темпам приватизации ОК обогнал многие гражданские производства. В 1996г.

90% предприятий оборонной промышленности функционировали в виде акционерных обществ /101/.
Естественно, что от столь быстрой приватизации предприятия не могли получить значительных финансовых средств. Государство фактически переложило проблемы предприятий, недавно находящихся в его собственном владении, на плечи новых собственников.
Со второй половины 1994 года приватизация вступила в свой второй этап. Этап денежной приватизации. Этот этап был не так стремителен, как первый.

Уже в середине 1996г. число приватизируемых объектов заметно сократилось. Если в 1994г. в среднем за месяц меняло форму собственности около 2 тысяч предприятий, то в 1995г. и первом полугодии 1996 года - соответственно 800 и 500 /36/.
22 апреля 1996 года принят Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, в его развитие Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года №1008 введена Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Принятие этих документов ограничило воздействие руководства предприятиям препятствовать продаже акций внешним вкладчикам, благодаря чему начала складываться наиболее благоприятная ситуация для притока внешних инвестиций.
Правильным, по нашему мнению, подходом является привлечение инвестиций путем организации в процессе приватизации инвестиционных конкурсов и торгов. Данный механизм предусматривает серьезную проработку текущего состояния предприятий и перспектив их дальнейшего развития.
Количество денежных аукционов, проведенных в 1996г., в зависимости от процентного соотношения голосующих акций, представлено в табл. 2.1, а структура денежных аукционов в зависимости от величины проданных пакетов акций представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.1
Количество денежных аукционов, проведенных в 1996г.



Процент голосующих акций


до 7%
7-17%
17-27%
27-47%
более 47%
Планировалось аукционов
77
42
3
21
7
Фактически состоялось
221
104
47
46
9



Таблица 2.2
Структура денежных аукционов



Величина проданных пакетов



до 7%
7-17%
17-27%
27-47%
более 47%
Планировалось аукционов
84
53
32
7
2
Фактически состоялось
232
102
66
21
6



Как было отмечено выше, вовлечение крупных инвесторов становится основной задачей второго этапа приватизации. Этому в полной мере будет способствовать Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ. В ней, в частности, предусматривается принцип стимулирования государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, а также равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими регулирование.

Подходы, изложенные в концепции, способны кардинальным образом повлиять на ситуацию на вторичном рынке акций.
Исследования показывают, что к концу 1996г., в связи с продажей акций работниками предприятий на вторичном рынке, доля их акций в акционерных обществах уменьшилась с 38,5% до 32,5%.
Следовательно, роль внешних инвесторов в акционерных обществах постепенно увеличивается. В качестве внешних инвесторов выступают коммерческие банки, крупные предприятия, иностранные инвесторы и предприятия-потребители. Отдельные из них входят в руководящие органы акционерных обществ.
Привлечение крупных внешних отечественных и иностранных инвесторов становится наиболее эффективной формой мобилизации инвестиционных средств. Кроме того, иностранные инвесторы располагают возможностью помимо финансовых вложений предложить современные технологии, оборудование, ноу-хау в области организации производства.


В этих условиях государство берет на себя обязательство по частичному (20%) финансированию высокоэффективных инвестиционных проектов при условии их размещения на конкурсной основе. При этом инвестор вкладывает не менее 80% собственных заемных средств. Собственные средства инвестора (акционерный капитал, прибыль и амортизация) должны составлять при этом не менее 20%.
Срок окупаемости таких проектов не должен превышать двух лет. Для этих целей Указом Президента РФ от 17.09.1994г. №1928 “О частных инвестициях в РФ” ежегодно должны выделяться капиталовложения в размере 0,5% от валового внутреннего продукта.
Несмотря на благоприятную в целом ситуацию по привлечению крупных инвесторов, по нашему мнению, этот потенциал недостаточно используется в силу того, что:
сохраняющаяся структура предприятий не всегда отвечает потребностям либо возможностям потенциального инвестора (иногда инвестор заинтересован в развитии только части производства данного предприятия и соответственно хочет иметь контроль над данными производствами);
отсутствует проработанная стратегия дальнейшего развития предприятия либо недостаточно проработаны условия привлечения инвесторов;
существует недостаток информации и ослаблена организационная работа по поиску потенциальных инвесторов;
отсутствуют полноценные маркетинговые структуры на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских организациях оборонного комплекса;
не всегда на инвестиционный конкурс выставляется пакет акций, способный заинтересовать инвестора и обеспечить ему контроль над осуществляемыми инвестициями;
не до конца отлажен механизм приватизации, который бы способствовал государству проводить целенаправленную политику по сохранению и дальнейшему развитию научно-технического потенциала, сохраняющегося в оборонном комплексе.
Отметим, что в оборонном комплексе сложилась определенная государственная система специализации, кооперации и концентрации производства, которая носит ярко выраженные признаки монополизма.
Процесс демонополизации производства в оборонном комплексе взаимосвязан с процессом приватизации в ОК. Эти процессы находятся в русле промышленной политики. Отмечая их взамосвязь, необходимо остановиться на следующих основных моментах.
В результате конверсии резко сокращается доля выпуска спецтехники в общем объеме производимой продукции. Одновременно, в результате приватизации еще более существенно (в 4 раза) сокращается военный сектор оборонного комплекса. В результате увеличивается средняя концентрация производства вооружения и военной техники на одном казенном оборонном предприятии оборонного комплекса.
К числу серьезных недостатков в проведении приватизации на нынешнем этапе ее проведения, по мнению автора, относится стремление ее организаторов подчинить стратегические цели приватизации решению задач наполнения государственного бюджета, покрытие его дефицита.
Стремление любыми способами пополнить доходную часть бюджета, не учитывая состояние фондового рынка в стране привело к продаже государственной собственности по крайне заниженной цене. Так, всего за 170 миллионов долларов 38% акций РАО “Норильский никель” перешло к ОНЭКСИМбанку. За 159 миллионов государственный пакет НК “ЮКОС” получил банк “Менатеп”.

По существующим оценкам, рыночный курс пяти нефтяных компаний, включенных в залоговую схему занижен в 50-70 раз /33/.
Не реализованной остается задача вовлечения сторонних инвесторов в процесс приватизации. По результатам инвестиционных конкурсов, проведенных в 1995 году, предусматривалось получить 1420 млрд. рублей, а за январь-июнь 1996 года - 31 млрд. рублей. Фактически было получено 19 млрд. и 8,4 млрд. рублей соответственно.

Из этих скромных сумм предприятия, на которых проводились эти конкурсы получили: за 1995 год - 9%, за январь-июнь 1996 года - 6% от фактически полученной на конкурсах выручки /36/.
В оборонном комплексе ситуация в этой области выглядит следующим образом.
По состоянию на 1.01.1996г. продано акций, соответствующих имуществу, на сумму - 30,5 трлн. рублей (с учетом переоценки). Предприятиями получено 340-440 млрд. рублей, а федеральным бюджетом - 123, 5 млрд. рублей.
Не следует рассчитывать и на дополнительные инвестиции новых собственников. Результаты анализа выписок из реестров акционеров 231 акционерных обществ, показывают, что акции этих АО на аукционах и конкурсах приобретены 510 юридическими лицами, которые стали собственниками в среднем 23,5% голосующих акций этих предприятий. 22,9% новых акционеров составляют чековые инвестиционные фонды, 20,8% - малоизвестные финансовые структуры, 41,8% - фирмы с неизвестным профилем деятельности - то есть подавляющее большинство новых акционеров - юридических лиц - обычные финансовые спекулянты, скупившие акции предприятий по многократно заниженным ценам для последующей их перепродажи, и никто из них не собирается вкладывать дополнительные средства в развитие производства.



Содержание раздела