усовершенствовать методы и усилить роль государственного регулирования экономики, включая процесс инвестирования;
создать законодательную базу, обеспечивающую правовые гарантии для инвесторов;
вести жесткую борьбу с экономическими преступлениями;
усовершенствовать систему государственного финансирования;
создать и в дальнейшем развивать внебюджетные источники инвестирования;
усовершенствовать налоговую систему, чтобы давала преимущества реальным инвесторам и производителям.
2. Кризис, охвативший экономику России, не обошел и ее составную часть - оборонный комплекс, который представляет собой совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, гарантийный надзор и утилизацию вооружения и военной техники, а также другие задачи в интересах экономики страны.
Обладая большими потенциальными возможностями (оборонная отрасль Минэкономики РФ включает 1700 предприятий и организаций, на которых трудится свыше 2 млн. чел.) оборонный комплекс в результате реализации взятых Россией международных обязательств в области военного производства и вследствие финансово-экономического кризиса в стране оказался в тяжелом положении: в 1997г. объем оборонного заказа сократился по сравнению с 1991г. в шесть раз, около 3 млн. чел. оказалось без работы. Востребованность государством оборонно-промышленного потенциала по ряду позиций составляет около 25%.
3. Инвестиционная деятельность в оборонном комплексе имеет следующие основные цели:
создание благоприятного инвестиционного климата в оборонных отраслях промышленности для реализации инвестиционных проектов в области конверсии;
увеличение объема внебюджетных инвестиций, направляемых на развитие производства гражданской продукции;
повышение технологического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
более эффективное использование производственного, научно-технического и кадрового потенциалов для реализации современной структурной политики;
перепрофилирование и техническое перевооружение предприятий и производств на основе оборудования, технологий и материалов, соответствующих мировому уровню;
улучшение структуры российского экспорта за счет увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности;
сокращение импорта высокотехнологичного оборудования за счет создания импортозамещающих производств;
разработка и внедрение высококачественной энерго- и ресурсосберегающей техники и технологий;
смягчение социальной напряженности, особенно в городах с большой концентрацией оборонных предприятий;
расширение производства экспортоориентированной и импортозамещающей гражданской продукции;
сохранение рабочих мест и загрузка производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии.
4. В условиях отсутствия собственных средств у предприятий и недостаточности бюджетного финансирования предприятия ОК вынуждены привлекать кредитные и внебюджетные средства.
В целях стимулирования долгосрочного кредитования оборонных предприятий необходимо:
принять комплекс мер со стороны государственных органов управления (законодательных и исполнительных) по созданию сети инвестиционных банков с предоставлением последним соответствующего льготного режима их функционирования;
Правительству РФ и Центральному банку РФ принять неотложные меры по стимулированию отечественных коммерческих структур и частного бизнеса, осуществляющих инвестиционное кредитование;
осуществить комплекс мер по государственному страхованию инвестиционных кредитов, осуществляемых коммерческими структурами, частными предпринимателями;
принять действенные меры по укреплению банковской системы;
существенно упростить налоговую систему (сегодня в налогах в сконцентрированном виде отражены тяжесть фискальной дани государства, его риски и собственный интерес, в результате- нагромождение налогов, их чехарда).
Кроме того, реализация основных целей инвестиционной деятельности в оборонном комплексе определяется в привлечении внебюджетных инвестиций на основе кредитов коммерческих структур международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для целей конверсии.
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Проведенный анализ показывает, что в сложившихся в оборонном комплексе условиях на первый план выходит задача принятия на государственном уровне срочных экономических и организационно-технических мер с тем, чтобы не допустить его развала.
Одним из необходимых условий успешного проведения экономической политики государства в ОК является такая организация его производства, которая позволила бы сконцентрировать все ресурсы в точках роста. А это требует осуществления адекватной рыночной экономике институциональных преобразований, главной задачей которых является создание благоприятной среды для концентрации финансового и промышленного капиталов.
Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем отечественной экономики и достижение целей преобразования оборонного комплекса невозможны.
В условиях ограниченных инвестиций и общего экономического кризиса возникает необходимость поиска путей эффективного использования выделяемых финансовых ресурсов на поддержание производства ОК и повышения активности инвестиционной деятельности. Такими путями могут стать институциональные преобразования оборонного комплекса. В данном разделе автором разработаны концептуальные основы решения этой задачи, заключающиеся в совершенствовании процессов конверсии, акционирования и приватизации предприятий оборонного комплекса на основе новых принципов, в развитии процесса организационно-структурных преобразований и совершенствования лизинговых отношений, осуществлении военно-гражданской интеграции и повышения роли государственного регулирования оборонного производства и инвестирования ОК.
Центральной задачей проводящихся в оборонном комплексе в последние годы преобразований является трансформация системы хозяйствования, основанной на чрезмерно централизованной государственной собственности, в многоукладную смешанную экономику рыночного типа с соответствующими методами регулирования и управления.
2.1. Акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса: задачи, принципы и результаты
Приватизация и акционирование в оборонном комплексе, как и в других отраслях промышленности, началась практически со второй половины 1992 года после выхода Указа Президента РФ от 1.07.1992 года №721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества” и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год.
С целью организации делового взаимодействия между бывшими Госкомоборонпромом и Госкомимуществом, введения процесса приватизации в ОК в рамки приоритетов государственных интересов был подготовлен Указ Президента РФ от 19 августа 1993 года № 1267 “Об особенностях и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонной промышленности”.
В отечественной программе приватизации предприятия оборонного комплекса занимают особое положение. Особенность акционирования и приватизации в ОК обусловливается тем, что в своей совокупности предприятия ОК представляют собой самый развитый в техническом, технологическом и интеллектуальном плане сектор государственной собственности, является наиболее привлекательным для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В то же время стартовые экономические условия процесса перехода предприятий ОК на рыночные отношения, их приватизация являются неблагоприятными и характеризуются тяжелым финансово-экономическим положением большинства из них, что усложняет и растягивает по времени этот процесс, делает его болезненным.