d9e5a92d

Создание финансово-промышленных групп в оборонном комплексе


совершенствовать систему государственного управления предприятиями оборонного комплекса, находящимися в государственной собственности;
оказывать средствами из государственного бюджета поддержку по привлечению национального и иностранного капитала, направляемого на производство высокотехнологичной, импортозамещающей продукции;
способствовать созданию крупных финансово-промышленных групп, способных преодолеть конкуренцию иностранных фирм, развивать сотрудничество на основе лизинговых соглашений.
3. Одновременно с процессами конверсии, приватизации и акционирования в оборонном комплексе идут поиски путей рационального взаимодействия финансового и промышленного капиталов. Такое взаимодействие может успешно осуществляться в рамках финансово-промышленных групп.
Основные мотивы объединения финансовых и промышленных структур заключаются в стремлении к гарантированной финансовой стабилизации. ФПГ, структурно объединяя организации и предприятия, обеспечивают возможность замкнуть финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции.
Порядок формирования и деятельности ФПГ определяется соответствующими нормативно-правовыми актами (Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), которыми на группы возложены следующие задачи:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития отечественной экономики;
обеспечение финансовыми ресурсами сферы НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
совершенствование конкурентоспособности продукции отечественных производителей и на этой основе повышение их экспортного потенциала;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии предприятий оборонного комплекса;
формирование оптимальных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
4. Создание финансово-промышленных групп в оборонном комплексе обусловлено:
острой нехваткой финансовых ресурсов для осуществления структурной перестройки и завершения конверсии;
четко выраженной региональной спецификой расположения предприятий оборонного комплекса (определяющая часть оборонного потенциала России сосредоточена в пяти экономических районах - Центральном, Северо-Западном, Поволжском, Уральском и Дальневосточном), что обусловливает возможность для интеграции банковского и военно-промышленного капиталов в масштабах конкретных территорий;
приоритетным местом конверсируемых предприятий в экономической политике государства, обусловленным общим высоким научно-техническим потенциалом оборонного комплекса, его способностью выдерживать конкуренцию на внешнем рынке.
Создание в ОК ФПГ позволит объединить в группу предприятия, охватывающие полный воспроизводственный цикл, и подчинить их единому корпоративному интересу, заключающемуся в обеспечении высокой конкурентоспособности конечной продукции. При этом предполагается сформировать так называемое “ядро” в оборонном комплексе, в которое войдут предприятия, на которых по конкурсам будет осуществляться размещение государственного оборонного заказа и будут сосредоточены мобилизационные мощности.
5. Лизинг является одной из форм инвестирования и представляет собой предпринимательскую деятельность, основанную на передаче предприятиям в пользование на условиях оплаты, срочности и возвратности специально для этого приобретаемых средств производства. Экономическими преимуществами лизинга являются:
доступность приобретения самого эффективного, производительного и, соответственно, дорогостоящего оборудования для всех предприятий, независимо от их размеров и форм собственности без первоначальных капитальных вложений;
высокая гибкость, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке оборудования;
широкий спектр услуг и возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, что обеспечивает эффективную адаптацию объектов лизинга потребностям лизингополучателя;
фиксированные лизинговые платежи способствуют стабильности финансовых планов лизингополучателя и частично снижают последствия инфляционных процессов;


многочисленные налоговые преимущества.
Потенциальными лизингополучателями в оборонном комплексе России могут быть: мелкие и средние предприятия оборонных отраслей промышленности для налаживания производства комплектующих изделий с целью поставки их крупным оборонным предприятиям; предприятия, независимо от размеров и форм собственности, нуждающиеся в средствах для переоснащения и модернизации производств, но не имеющие доступа к кредитным ресурсам; крупные предприятия для проведения полномасштабной структурной перестройки своих производств; все предприятия комплекса для внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.
6. Военно-гражданская интеграция представляет собой систему мероприятий, охватывающих организационно-экономическое взаимопроникновение военного и гражданского секторов экономики страны в целях:
создания единой технологической базы страны, позволяющей в заданные сроки и минимальными затратами осуществлять переход с выпуска оборонной продукции на гражданскую и наоборот;
эффективного использования инвестиций в предприятия ОК и промышленности, реализации технологических нововведений и освоения новых видов продукции при производстве товаров народного потребления, не уступающих уровню мировых стандартов, укрепления и расширения экспортно-импортного потенциала страны;
организации делового сотрудничества предприятий оборонного и гражданского комплексов в вопросах повышения качества и конкурентоспособности их продукции и услуг при дефиците инвестиций.
Интеграция оборонных и гражданских предприятий должна осуществляться на основе принципов системности, адаптивности, перспективности, разработки и внедрения новейших технологий, динамичности и преемственности.
7. Государственное регулирование экономики и производства оборонного комплекса, включая инвестирование, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение цели - обеспечения поступательного экономического роста, социально-экономической стабильности, укрепления государственного строя и обороноспособности страны. Оно предусматривает административные (запрет, разрешение, принуждение) и экономические (бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, налоговые и прочие) меры.
Предпосылками усиления роли государственного регулирования оборонного производства являются: монопольное положение государства на приобретение и потребление продукции оборонного комплекса; необходимость централизованного распределения сырьевых ресурсов и материалов для оборонного комплекса, необходимость установления на них фиксированных цен; быстрое старение вооружения и военной техники; участие государства в инвестировании оборонного производства.
Основными функциями государства по управлению экономикой и оборонным комплексом являются:
разработка и утверждение правовых основ функционирования рыночной экономики, законодательное определение поведения предприятий, организаций и физических лиц на рынке;
разработка и проведение в жизнь системы государственного регулирования экономики путем введения эффективной системы налогообложения, кредитной и инвестиционной политики;
регулирование внешнеэкономических отношений путем установления внешнеторговых тарифов, квот, лицензий;
установление приоритетов и поддержка тех предприятий, деятельность которых наиболее значима для экономического развития страны;
обеспечение здоровой конкуренции, развития предпринимательства;
практические шаги по защите внутреннего рынка, стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке;
стимулирование эффективной интеграции финансового капитала и промышленных предприятий;
коррекция курса рыночных преобразований, которые сами по себе не могут обеспечить социальную справедливость;
осуществление практических мер по обеспечению Вооруженных Сил РФ современными образцами вооружения и военной техники путем поддержки фундаментальной науки, развития стратегических исследований.

3. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ



Причины, обусловливающие необходимость инвестиций в предприятия ОК, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.
Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках этих направлений различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства.
Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с диверсификацией основной деятельности предприятий в результате их конверсии, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.



Содержание раздела