Одна из проблем, которую приходится решать при разработке плана финансирования проекта, это учет риска в эффективном его завершении. При этом основное назначение плана финансирования проекта - рациональное распределение возможных финансовых последствий действия рисков между его участниками.
Рассмотрим суть этих рисков.
Риск нежизнеспособности проекта.
Отсюда - возможность декомпозиции и структуризации управления реализацией проектов.
При рассмотрении деятельности по управлению реализацией проектов можно выделить функциональный, динамический, предметный подходы.
Функциональный подход отражает общий подход к проблеме управления и предполагает рассмотрение основных функций управления (видов управленческой деятельности): анализ, планирование, организация, контроль, регулирование.
Функции управления считаются центральным понятием: они выполняются на всех уровнях управленческой деятельности, в каждой фазе реализации проекта, для всех его процессов и управляемых объектов (элементов).
Динамический подход к управлению проектом предполагает рассмотрение во времени процессов, связанных с основной деятельностью по выполнению проекта. Этот подход связан с логикой развития работ по проекту и определяет так называемое “специальное” управление реализацией проекта (табл. 3.1) /8/.
Предметный подход определяет объекты проекта, на которые направлено управление. Таких объектов в составе проекта, по меньшей мере, два типа.
Первый тип - производственные объекты. Их состав определяется характером проекта.
Второй тип представляет собой объекты (элементы), связанные с деятельностью по обеспечению реализации проекта, в том числе: финансы, кадры (персонал), маркетинг, контракты, риск, материальные ресурсы, качество, информация.
Заметим, что деятельность по управлению реализацией проектов, которая осуществляется на разных организационных уровнях и различных частях проектов, сама нуждается в управлении. В этом также проявляются свойства управления реализацией проектов как системы.
Таблица 3.1
Специальное управление
Определение потребностей |
Концепция решений |
Разработка решений |
Реализация решений |
Целеполагание |
Определение функций |
Управление |
Управление |
Формирование замысла и анализ условий |
Определение объектов |
ходом инженерного проектирования и подготовкой проект- |
материально-техническими запасами |
Анализ ограничений |
Выработка требований к проекту |
ной документации |
Управление ходом строительства |
Выработка основных положений |
Поиск альтернатив |
Управление качеством |
Управление сборкой, налад- |
Определение квалифика-ционных требований |
Оценка возможности реализации |
Управление поставками |
кой, проведением испытаний |
Оценка рентабельности |
Управление сдачей-приемкой объектов |
Завершение инвестиционного проекта.
Завершение проекта может последовать либо за успешной реализацией всех действий по нему (нормальное завершение), либо в результате решения о прекращении работ по незавершенному проекту (преждевременное завершение).
Нормальное завершение работы по проекту происходит, когда проект прошел свой полный срок, достиг основных целей, оговоренных в контракте, и принят заказчиком. Успешно реализованный, но сданный с опозданием, проект может превратиться в финансовую катастрофу.
К этому моменту должны быть построены все основные объекты, оборудование приведено в рабочее состояние и проведены испытания.
Однако не все требования по контракту могут быть разрешены к тому времени, когда подошел срок его выполнения, например, из-за недопоставки дополнительных изделий, отсутствия необходимой документации и т.д. Завершение и сдачу проекта может осложнить наличие смонтированного оборудования с технологическими характеристиками, отличными от проектных. Для нормального завершения проекта подрядчику необходимо устранить недостатки, вызывающие расхождения технических характеристик, или заказчику - принять проект с выявленными недостатками.
Преждевременное закрытие проекта является результатом сознательного решения о прекращении всех работ по проекту независимо от степени достижения поставленных договорных целей. Подобное решение может быть следствием: изменения планов заказчика; недостатка средств на оплату проекта; негативной переоценки проекта заказчиком; ошибки в расчете стоимости проекта; появления иных возможностей для выполнения задач заказчика; нарушения рабочих взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком или следствием других причин.
Для реализации этапа завершения проекта необходимо разработать специальный план - план завершения проекта.
В качестве составной части плана завершения проекта должна быть составлена таблица обязанностей, отражающая пакеты задач и работ и указывающая лица или функциональные группы, ответственные за выполнение сформулированных задач.
Если между работами, связанными с закрытием проекта, существует взаимозависимость, то для их представления и контроля выполнения можно использовать сетевой график, а определение критического пути может быть желательным для выявления факторов, которые налагают ограничения на завершение процесса закрытия.
Стоимость закрытия контракта определяется трудовыми затратами на выполнение необходимых работ и временем для их завершения.
Все работы по закрытию проекта можно разделить на договорные и организационные.
Договорные работы касаются рассматриваемого контракта, а организационные имеют дело с взаимоотношениями по проекту и с теми конечными воздействиями, которые они оказывают на организацию, выполняющую этот проект. Организационные работы охватывают технические и административные аспекты процесса закрытия контрактов.
Договорные работы классифицируются на внутренние, связанные с заказчиком, поставщиком, субподрядчиком и работы на месте.
Каждая договорная работа должна быть идентифицирована, адресована и разрешена как составная часть процесса закрытия контракта. Без этого не может быть достигнуто согласие относительно завершения контракта между заказчиком и поставщиком.