В этих условиях необходимы создание ведомства по управлению оборонными отраслями промышленности, наделение его экономическими и административными инструментами регулирования деятельности предприятий обороной промышленности. Этот факт будет способствовать, кроме того, координации взаимодействия предприятий ОК с различными институтами, в том числе инвестиционными.
Дальнейшие структурные сдвиги в экономике могут произойти только под влиянием рыночных сил. Этот постулат не вызывает сомнений. В условиях столь значительных преобразований только государство способно обеспечить свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции.
Ему принадлежит ведущая роль в регулировании общественного воспроизводства. Исторически так сложилось и это объясняется особым положением специфической функцией государства в обществе. Оно является общественным агентом - материальной и финансовой мощью.
Очевиден тот факт, что по мере развития рыночных отношений, формы и методы воздействия государства на экономические процессы при сохранении главных принципов государственного регулирования будут в значительной степени изменяться.
Концепция и механизм реализации государственной инвестиционной политики отражают основные принципы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в новых условиях. При этом предполагается тесное взаимодействие государственных и рыночных начал в экономике.
В частности, предусматривается систематизировать подходы в государственной инвестиционной политике по следующим направлениям:
первое направление включает вопросы, связанные с общей инвестиционной политикой, осуществляемой государством в народнохозяйственном комплексе России;
второе направление охватывает функции, связанные с реализацией инвестиционной политики и управлением государственной собственностью;
третье направление включает функции, выполняемые министерствами и ведомствами, выступающие в роли заказчика при формировании программы обеспечения государственных нужд.
Исходя из концепции государственной инвестиционной политики в оборонном комплексе и специфики форм и методов государственного регулирования можно выделить два этапа в совершенствовании структурной перестройки и реформировании военного производства.
На первом этапе главная задача государственного регулирования инвестиционного процесса состоит в том, чтобы сохранить ядро научного и производственного потенциала оборонного комплекса, обеспечить перестройку его производственных, кадровых, экономических возможностей в сочетании с решением первоочередных оборонных и социально-экономических задач, что предусмотрено /71/.
Сложность первого этапа заключается в том, что он носит переломный характер, обусловленный протеканием крупномасштабной конверсии и изменением отношений собственности.
В процессе его осуществления в основу государственного регулирования инвестиционного процесса необходимо положить разработку и реализацию системы согласованных, скоординированных и взаимосвязанных государственных программ: вооружения, конверсии обороной промышленности, утилизации ВВТ и экспорта военной продукции с приоритетом программ вооружения.
Системный подход к реализации этих программ позволит обеспечить планомерную загрузку производственных мощностей оборонного комплекса работами по созданию эффективных систем вооружений для оснащения Вооруженных Сил России, получения дополнительных финансовых поступлений от экспорта военной продукции, а в последующем - от утилизации ВВТ.
Особо следует подчеркнуть, что именно в этот период государство обязано сформировать твердую законодательную основу функционирования оборонных предприятий в условиях рынка.
Прежде всего государственному регулированию должны быть подвержены такие важные структурные изменения, как акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса, формирование и развитие финансово-промышленных групп, финансово-кредитной системы.
Негативные последствия поспешно проводимой приватизации проявились в падении объемов производства, особенно в обороной науке, банкротстве части приватизированных предприятий, потере контроля над производством и продажей ВВТ, свертывании научных программ.
ВЫВОДЫ
1. В сложившихся в ОК условиях на первый план выходит задача принятия на государственном уровне срочных экономических и организационно-технических мер с тем, чтобы не допустить его развала.
Одним из необходимых условий успешного проведения экономической политики государства в ОК является такая организация его производства, которая позволила бы сконцентрировать все ресурсы в точках роста, что требует осуществления адекватной рыночной экономике институциональных преобразований, главной задачей которых является создание благоприятной среды для концентрации финансового и промышленного капиталов.
Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем отечественной экономики и достижение целей преобразования оборонного комплекса невозможны.
2. Приватизация и акционирование предприятий оборонного комплекса, как и промышленности, начались со второй половины 1992 года. Особенность предприятий ОК заключается в том, что они представляют собой самый развитый в техническом, технологическом и интеллектуальном плане сектор государственной собственности, являющийся наиболее привлекательным для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В то же время стартовые экономические условия процесса перехода предприятий ОК на рыночные отношения, их приватизация являются неблагоприятными и характеризуются тяжелым финансово-экономическим положением большинства из них, что усложняет и растягивает по времени этот процесс.
Процесс разгосударствления оборонного комплекса пока еще оказывает одностороннее влияние на предприятия. Государство, утрачивая собственность на созданный научно-производственный потенциал и теряя рычаги управления, не получает адекватной отдачи. Акционирование и приватизация, проводимые без учета специфики оборонного комплекса, отягощенного широкомасштабной конверсией, привели к разрыву ранее существовавших технологических цепочек, неоправданному дроблению оборонных предприятий.
Этими причинами объясняется необходимость четкого обоснования новой модели и программы проведения разгосударствления и приватизации предприятий и объектов оборонного комплекса.
В целях дальнейшего развития процесса приватизации и акционирования необходимо:
определить ясную и долгосрочную перспективу по программам вооружения, объемам и номенклатуре оборонного заказа, что позволит формировать долгосрочную техническую политику в области создания вооружения и военной техники, экспорту военной продукции;