Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиа пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относитл к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.
Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80 – 90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривиется вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования ча#т- ной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств семерки, превратившейся в восьмерку после присоединения России, и группы десяти, которая, кроме семерки, включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
Стспень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система взвешенных голосов. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтои. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.
В деятельйости этих институтв проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся страи, России, республик СНГ, стран Восточной Европы.
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств- членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансоввй конференции ООН (1 – 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 194б г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.1
В 1999 г. (январь) число стран – членов МВФ составляло 182, Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке2.
Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.
Основнные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения золотой Долей с 1978 г. – резервной долейэ (Reserve Tranche)4. Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.
Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны – члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита.
Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на иее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли !в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре кредитныс доли, или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках их кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во- первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке).
Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате испопьзования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.