Возникновение международных финансовых институтов


Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиа пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относитл к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.

Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80 – 90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривиется вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования ча#т- ной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств семерки, превратившейся в восьмерку после присоединения России, и группы десяти, которая, кроме семерки, включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:


  1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование 1НК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

  2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

  3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.


Международные финансовые институты преследуют следующие цели:


  • обьединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.


Стспень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система взвешенных голосов. Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтои. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.

В деятельйости этих институтв проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся страи, России, республик СНГ, стран Восточной Европы.
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств- членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансоввй конференции ООН (1 – 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 194б г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.1
В 1999 г. (январь) число стран – членов МВФ составляло 182, Кроме того, после завершения требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в МВФ займет Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке2.



Официальные цели МВФ: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения; содействовать расширению и сбаласированному росту международной торговли”, что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижеиие высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств- членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ; оказывать помощь в создании мносторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах3.
3.1 Кредитные механизмы.
МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покры- тия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнении валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а зто значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятсльности используются два понятия: 1) сделка (transaction) – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция (operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Управлени# собственными и привлеченными средствами осуществляется ра-здельно. МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществля#Т покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны- члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлсни# кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствии этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы под залог соответствующих сумм национальных валют.

Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.
Основнные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения золотой Долей с 1978 г. – резервной долейэ (Reserve Tranche)4. Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.

Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны – члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита.

Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на иее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли !в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на четыре кредитныс доли, или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках их кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во- первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке).

Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате испопьзования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты.



Содержание  Назад  Вперед