Кредиты из из фонда получили 26 стран


В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании сейчас ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.

Поэтому понятие верхние кредитные доли стало означать не только 75% квоты, как прежде, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements). С 1952 года данный механизм обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действии договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредита представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договореннностей со странами-членами о резервных кредитах.

С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели сроком действия до года, с 1977 г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в свази с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования ( Extended Fund Facility, ЕFF) Этот механизм действует с 1974 года. Он дополнил резервную и кредитные доли и предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношнию к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет.

Валюта, предоставляемая МВФ в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам – членам МВФ в осуществлеиии макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в письме о намерениях (Letter of intent) или меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых “критериев реализации”. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дапьнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша.

Таким образом, этот механизм позволяет МВФ казьвать экономическое давление на страны-заемщицы.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших новых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (Facilities– механизм, устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений между развитыми государствами и странами ОПЕК. Здесь следует отметить:




  1. Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам – импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд СДР (8 млрд долл.)5. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны – экспортеры нефти. Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

  2. Механизм дополнительного финансирования, или Фонд Виттевеена — по имени директора-распорядителя МВФ (1979 – 1982 гг.). Цель этого механизма – предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы Фонда (7,8 млрд СДР, т.е. свыше 10 млрд дол.) были сформированы за счет займов у 13 стран – членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из из фонда получили 26 стран;

  3. Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (1981 – 1992 гг.). Цель – предостовлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами. Этот механизм использовался для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширеннного финансирования, и на более продолжительный срок. Источником реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так других стран. В связи с увеличением квот стран -членов Фонда указанныи механизм в ноябре 1992 г. Был отменен.


3.2 Специальные кредитные механизмы.
Они различаются по цслям, условиям и стоимости кредита. Получение странами – членами МВФ средств по линии специальных механизмов – это дополнение к кредитным долям. Использование страной ресурсов спецмеханизмов может увеличивать находящийся и распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумупятивных пределов, установленных для получения кредитных долей. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств М1 включают:
Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад введение протекционистских ограничении в странах-импортерах появление товаров - заменителеи и т.п. Этот механизм включает три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (до 30% квоты) стран, особенно жспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье
2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран – импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. – кредитование стран импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь, понесенных странами, испытывающими влияние непредсказзуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных ставок (до 30% квоты)6.
Кроме того, страна имеет возможность оIратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой, факультативнвной кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65 % квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зена, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, усиливается комбинированный лимит в размере 80 % квоты.

Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чезвычайного финансирования с учетом всех компонентов составляет 95 % квоты страны.
Механизм финансирования буферных (резервных) запасов; создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными тарифиыми соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984.



Содержание  Назад  Вперед