supesolar.com сайт наших партнеров         d9e5a92d

Закон Российской Федерации О государственной тайне.



В некоторых случаях установлен максимальный размер платы за предоставление информационных услуг. Например, за информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество такой размер составляет: для физических лиц - 25 установленного законом минимального размера оплаты труда, для

юридических лиц - установленный законом минимальный размер оплаты труда; за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс - 3-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Согласно Закону граждане и организации имеют право на свободный доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить ее бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается.

Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Иногда в маркетинговой деятельности, в частности, в ходе маркетингового исследования у маркетолога возникает необходимость ознакомления с той или иной засекреченной информацией. В связи с этим можно отметить, что любой участник маркетинговой деятельности вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Субъекты, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляется субъект маркетинга, подавший запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне в данном случае может быть обжалована в суде. При признании судом необоснованности засекречивания сведений они подлежат рассекречиванию в установленном Законом О государственной тайне порядке.

5. Правовые средства защиты информации и защиты прав субъектов в области информационного обеспечения определяются

общими и специальными нормативными правовыми актами. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу, в том числе персональные данные, информация о частной жизни граждан, коммерческая, служебная и банковская тайны, государственная тайна. Причем режим защиты информации устанавливается:


  • в отношении персональных данных - федеральными законами;

  • в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным на основании Закона лицом;

  • в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации О государственной тайне.



Целями правовой охраны информационных ресурсов являются:


  • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

  • предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

  • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

  • предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

  • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

  • обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

<

p>

Обязанностью владельца документов, массива документов, информационных систем является обеспечение защиты информации на уровне, предусмотренном действующим законодательством. За соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечением организационных мер защиты

информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляется государственный контроль. Порядок осуществления контроля уполномоченными на то органами государственной власти определяется Правительством РФ. Субъекты маркетинга, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, должны создавать специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Помимо этого, собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право самостоятельно осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в соответствующие органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. В частности, собственник документов и информационных систем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

Защита конфиденциальной маркетинговой информации может осуществляться сертифицированными Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средствами криптографической (шифровальной) защиты (СКЗИ). К ним относятся:


  • реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, обеспечивающие безопасность информации при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи, включая СКЗИ;

  • реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы защиты от несанкционированного доступа к информации при ее обработке и хранении;

  • реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы защиты от навязывания ложной информации, включая средства имитозащиты и электронной подписи;



  • аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы изготовления и распределения ключевых документов для СКЗИ независимо от вида носителя ключевой информации.



Приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 23 сентября 1999 г. № 158 утверждено Положение о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (Положение ПКЗ-99)1. Кроме того, есть Инструкция об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденная приказом ФАПСИ РФ от 13 июня 2001 г. № 1522.

Защита прав субъектов маркетинга в сфере информационного обеспечения может осуществляться судом, арбитражным судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав субъектов маркетинга в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды, которые должны рассматривать конфликты и споры сторон в порядке, установленном законодательством о третейских судах.

Законодательством предусмотрена защита права на доступ к информации и права на предоставление достоверной информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Руководители организаций и должностные лица государственных органов за совершение указанных и других нарушений прав пользователей привлекаются к гражданской, административной и уголовной ответственности. Так, ст. 31 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определено, что лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате

информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон.

В соответствии со ст. 140 УК РФ неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона юридические и физические лица, в силу своих полномочий владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. В частности, ст. 137 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, ст.

138 УК РФ - за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан.

В отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, режим правовой охраны устанавливается Законом РФ О государственной тайне, УК РФ (см. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ) и другими нормативными правовыми актами в данной сфере.
1
СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 127.
2
СЗ РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3430.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.
2
Финансовая газета, август 1999 г. - № 34.
3
Текст классификатора опубликован в издании Госстандарта РФ Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. - М.: Изд-во стандартов, 1994.
1
СЗ РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3609.
2
Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 555. СЗ РФ. - 1999. - № 22. - Ст. 2771.
1
Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272. СЗ РФ. - 1999. - № 39. - Ст. 4590.
2
СЗ РФ. - 1998. - № 8. - Ст. 943.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2069.
4
Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждено постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. № 1289. СЗ РФ. - 1999. - № 48. - Ст. 5864.
5
Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726. СЗ РФ. - 2000. - № 40. - Ст. 3971.
1
СЗ РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3009.
2
СЗ РФ. - 1997. - № 5. - Ст. 610.
3
СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
4
Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам утверждено постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783. СЗ РФ. - 2000. - № 43. - Ст. 4242.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 4673.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.
2
СЗ РФ. - 1997. - № 10. - Ст. 1127.
3
СЗ РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1401.
1
СЗ РФ. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4921.
2
Ведомости РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5410.
1
БНА. - 2000 - № 3.
2
БНА. - 2001. - № 34.

Похожие публикации



Содержание раздела