d9e5a92d

Федеральный закон о прокуратуре



Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия ее владельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, за что виновные лица также привлекаются к ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статья 183 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ1 определяет наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны. Часть первая данной статьи предусматривает, что сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Более

суровое наказание предусмотрено второй частью данной статьи за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - штраф в сумме от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (часть третья ст. 183 УК РФ).

Наконец, деяния, предусмотренные частями второй или третьей названной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Очевидно, что в результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб. Понятно также, что ограничение доступа к соответствующей информации является непременным условием нормального функционирования коммерческой организации. Вместе с тем доступ к определенным сведениям, охраняемым предприятием, является условием нормального функционирования целого ряда государственных органов и учреждений, осуществляющих управленческие, правоохранительные и контрольные функции.

Характерно, что еще в начале нынешнего века сотрудники российской сыскной полиции в ходе расследования преступлений сталкивались с отказами предпринимателей сообщать информацию по делу со ссылкой на коммерческую тайну1. Таким образом, важной и сложной задачей законодателя является эффективное правовое регулирование, позволяющее установить оптимальный баланс интересов предпринимателей, государства и общества в данном вопросе. Анализ действующего законодательства свидетельствует, что этот баланс пока не найден.

Нормативными актами регламентируется порядок раскрытия конфиденциальной информации. Например, в соответствии со ст. 22 Федерального закона О прокуратуре Российской

Федерации1 (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 29 декабря 2001 г.), прокурор в процессе проводимой проверки имеет право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушения; требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Разумеется, проблема правовой охраны коммерческой тайны существует не только в России, но и в других странах, таких, как Великобритания, Франция, Германия, США, Австралия и др.2.

В западном законодательстве понятие коммерческая тайна сформулировано полнее и шире. Там различаются торговая, коммерческая и служебная тайны. Например, в английских законах под коммерческой тайной подразумевается информация, разглашение которой может нанести ущерб интересам предприятия.



Понятие интересы предприятия шире определяет область ответственности за нарушение режима коммерческой тайны, так как не привязывают ценность коммерческих сведений предприятия лишь к денежному эквиваленту.

В некоторых странах (например, Чехии, Югославии) коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие коммерческая тайна подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии: тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме.

Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 г.: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам, могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.

Если сравнивать российское законодательство, связанное с этой темой, с западной системой законов, то четко прослеживается раздробленность, даже разобщенность нормативных документов о коммерческой тайне в Российской Федерации. Поэтому необходимо объединить и дополнить все уже действующие положения в один закон федерального уровня. Это позволило бы ориентироваться в данной теме не только профессиональным юристам, но и рядовым предпринимателям, а также журналистам, работникам государственных учреждений, предприятий, в том числе маркетологам, деятельность которых связана с конфиденциальной информацией.

Уже была попытка Государственной Думы ввести в действие подобный закон, но он не был подписан Президентом.

В действующем российском законодательстве есть ряд недочетов и неточностей, которые, учитывая сферу распространения гражданского права и экономический характер понятия коммерческой тайны, допускают многочисленные толкования закона и, возможно, его игнорирование в целом.

Первое, на что стоит обратить внимание, это неопределенность в отношении ответственности, например, журналиста, получившего сведения, составляющие коммерческую тайну, законным путем у их официального обладателя. Не ясно, в течение какого срока он обязан хранить такую информацию в соответствии с режимом коммерческой тайны.

Следующая проблема - соотношение служебной и коммерческой тайн. Статья 139 ГК РФ озаглавлена Служебная и коммерческая тайна, хотя в тексте они постоянно отделяются друг от друга (служебная или коммерческая тайна). Либо в этой статье речь идет о разных понятиях, либо они равнозначны. Но тогда вызывает сомнения правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную.

Все же, это понятия разного плана. Сохранение в тайне служебной информации не всегда обусловлено ее коммерческой ценностью. Видимо, понятие служебной и коммерческой тайн в ГК РФ едино, однако способы их защиты могут быть разными.

Возможно, для полного урегулирования этого вопроса стоит ввести отдельный закон для охраны сведений служебного характера, ибо такая информация принадлежит органам государственной власти и управления, а не коммерческим организациям (в соответствии с Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера1).

Это только небольшая часть неясностей, касающихся коммерческой тайны, которые существуют в российских законах на сегодняшний день. Нет смысла вносить дополнения в существующие законы, которые, хотя и содержат упоминание о коммерческой тайне, но не регулируют все вопросы, с ней связанные. Создав отдельный закон, регулирующий отношения в данной сфере, законодатель объединит и дополнит уже действующие положения.

На российском рынке с каждым месяцем значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если тайна, секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущество перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли добросовестная конкуренция сможет существовать в полном виде, ведь законное получение маркетинговой информации на рынке - ее непременный атрибут.
1
См.: Экономика предприятий: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М.

Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 1996.
1
Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Ростинтер, 1996.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609.
3
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 33. - Ст. 1311.
4
СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990.
5
СЗ РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 4673.
1
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 12. - Ст. 423.
2
Ведомости РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст. 492.
3
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 29. - Ст. 1114.
4
Ведомости РСФСР. - 1992. - № 17. - Ст. 888.
5
Ведомости РСФСР. - 1992. - № 16. - Ст. 834.1
Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. - 1992. - №№ 1, 2. -Сг. 7.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.
2
Экономика и жизнь. - 1996. - № 40.
1
СЗ РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3424.
1
См , например: Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей: Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - M. Современник, 1995. - С. 403
1
СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
2
См.:.Законодательство и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. Артиикль XIX. - М.: Права человека, 1996.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 10. - Ст. 1127.

Похожие публикации



Содержание раздела