d9e5a92d

Разглашение банковской тайны



Нельзя не отметить, что в числе органов и должностных лиц, предусмотренных ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, которым должны быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-исполнители. В соответствии с п. 3 ст.

46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ Об исполнительном производстве3 они вправе получать интересующие их сведения через налоговые органы. При этом налоговые органы обязаны представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию в трехдневный срок с момента получения запроса. Приказом МНС РФ и Минюста РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов4.

В то же время в Письме Верховного суда РФ от 19 ноября 2001 г. № 110-5/общ указывается, что судебный пристависполнитель в перечень субъектов, имеющих право на

получение информации об операциях и счетах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и справок по счетам и вкладам физических лиц, предусмотренный ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности и являющийся исчерпывающим, не включен, но в соответствии с названной нормой правом обращения в кредитную организацию за информацией об операциях, счетах и вкладах ее клиентов обладают суды и арбитражные суды (судьи). Учитывая это положение Закона, следует прийти к выводу, что в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя информации о должнике он вправе получить такую информацию через судью, вынесшего решение.

За разглашение банковской тайны кредитные и аудиторские организации, Банк России, а также КФМ России могут быть привлечены к ответственности в форме возмещения убытков. Как не раз говорилось выше, их должностные лица и иные работники несут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 183 УК РФ. Кроме того, потерпевший вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, установленном ст.

151 и 152 ГК РФ.
1
Олейник О.М. Основы банковского права. - М., 1997. - С. 218 - 234.
1
Аналогичное мнение высказывается, например, авторами Части II Коммента- рия к ГК РФ. - М., 1996. - С. 430.
2
См., например: Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньги и кредит. - 1992. - № 6. - С. 57; Гавальда К., Стуфле Ж. Банковское право. Учреждения - Счета - Операции - Услуги. - М.: Финстатинформ, 1996. - С. 102; Банк обязан хранить молчание о фактах и их оценках, соотносимых с его клиентами, от которых он такие сведения требует. - Kohis R. Bankrecht.

Munchen, 1994. - С. 18; Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М., Л., 1991.
1
Поллард A.M., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США. - М.: Прогресс, 1992. - С. 536.
2
СЗ РФ. - 2001. - № 45. - Ст. 4251.
1
СЗ РФ. -- 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3418.
1
Гавальда К., Стуфле Ж. Банковское право. Учреждения - Счета - Операции -Услуги. - С. 94 и 104.
1
Российская газета. 25 марта. - 1995.
2
СЗ РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 396.
3
Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций без ограничения их перечня.
4
Текущий счет предназначен для обособления каких-либо операций, носящих отличный от стандартных характер. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные счета, счета, открываемые структурным подразделениям по просьбе головной организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета операций со средствами целевого назначения), и др.
5
См.: Письмо Министерства финансов РФ от 17 января 1994 года № 5 О порядке представления сведений в налоговые органы. Российские вести от 15 февраля 1994 г. - № 26.
1
См.: Письмо Федеральной службы налоговой полиции РФ от 18 августа 2000 г. № ВВ-2506 // Бизнес и банки, № 39, октябрь 2000.
2
Ведомости РФ. - 1993. - № 29. - Ст. 1114.


1
См.: Письмо Ассоциации российских банков от 28 августа 2000 г. № А-01/5-506 К вопросу о банковской тайне // Бизнес и банки, Ns 39, октябрь 2000.
1
CЗ РФ- 1998. - № 31. - Ст. 3825.
2
Cм.: Письмо Верховного суда РФ от 19 ноября 2001 г. № 110-5/общ. // Бизнес и банкиб № 7, февраль 2002 г. и п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Российская газета от 6 июля 1999 г.
1
Ведомости РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.
2
Ведомости РСФСР. - 1981. - № 28. - Ст. 976.
3
СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
1
СЗ РФ. - 1994. - № 27. - Ст. 2855.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.
1
Положение о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу утверждено постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 211. СЗ РФ. - 2002. - № 14. - Ст. 1311.
2
СЗ РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3424.
1
Российская газета № 74 от 24 апреля 2002 г.
1
Вестник Банка России № 78 от 27 декабря 2001 г.
2
Вестник Банка России № 74 от 5 декабря 2001 г.
3
СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3591.
4
Российская газета № 168 от 30 августа 2000 г.

Похожие публикации



Содержание раздела