d9e5a92d

Проведение исследований осуществляется на возмездной основе.



Таким образом, предметом договора является как сама деятельность исполнителя, т.е. операции, осуществляемые маркетологом в ходе исследований, представляющие их основу, так и их результат - маркетинговая информация, включая выводы и рекомендации, оформленные в виде отчета о проведенном исследовании.

Очевидно, что, как и для любого гражданско-правового договора, предмет договора на проведение маркетинговых исследований является его существенным условием на основании ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ.

В то же время следует отметить, что, с одной стороны, заказчика интересуют не столько сами исследования, сколько их

результат, так как конечной целью договора является внедрение полученных результатов в предпринимательскую деятельность заказчика. Однако, с другой стороны, важность точного и квалифицированного проведения маркетинговых исследований, учитывая достаточно высокую их стоимость, предполагает целесообразность контроля заказника за ходом выполнения работ и результатами их отдельных этапов. Активное взаимодействие заказчика со специализированной маркетинговой фирмой в ходе проведения маркетинговых исследований, контроль за ходом работ, осуществляемый заказчиком, позволяет получить оптимальные результаты.

Данное обстоятельство диктует необходимость включения в предмет договора не только результата, но и самого процесса исследований, заключающегося в сборе, анализе и обработке первичной и вторичной маркетинговой информации и выработке на ее основе выводов и рекомендаций, нужных заказчику для решения конкретных проблем.

С учетом сказанного, а также сравнительной длительности и сложности процесса маркетинговых исследований, сторонам договора целесообразно составить программу подлежащих выполнению работ. Это позволит упорядочить деятельность исполнителя в ходе исследований и будет способствовать установлению тесного контакта исполнителя с заказчиком, оперативному решению вопросов, возникающих в ходе работ, а также даст возможность заказчику осуществлять эффективный контроль.

Что касается прав и обязанностей сторон, то здесь главной обязанностью исполнителя следует признать проведение исследования в соответствии с заданием заказчика, включая сбор, обработку и анализ маркетинговой информации, а по желанию заказчика - анализ его хозяйственной деятельности, выработку выводов и рекомендаций, передачу результатов исследования заказчику. Право заказчика - требовать выполнения исследований и передачи их результатов, осуществлять контроль за ходом работ. В свою очередь исполнитель имеет право требовать от заказчика выполнения его обязанностей, т.е. принятия отчета о проведенном исследовании и оплаты выполненных работ и полученного результата.

При определении задач и направлений исследования важно указать, что сбор и анализ маркетинговой информации не должны нарушать право потенциальных конкурентов на коммерческую тайну и на другие виды маркетинговой информации, охраняемые законом. В противном случае, если задание заказчика предусматривает, например, сбор сведений, составляющих

государственную или коммерческую тайну, то оно может подпадать под признаки промышленного шпионажа и других преступлений.

Оформление результатов исследований в виде отчета, т.е. фиксирование информации на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, представляет необходимое условие включения результатов исследований в имущественный оборот. Чтобы предупредить возможные разногласия и неразбериху, в договоре следует устанавливать требования к представляемому исполнителем отчету о результатах проведенного исследования с учетом удобства для его последующего практического использования.

Проведение исследований осуществляется на возмездной основе. К порядку оплаты маркетинговых исследований, осуществляемых исполнителем, и расчетов с ним применяются общие нормы гражданского законодательства, регулирующие расчетные отношения. При определении цены должны быть учтены характер и объем подлежащих выполнению работ, поэтапная их разбивка и стоимость отдельных этапов работ, покрытие издержек исполнителя исследований, включающих использование технических средств, программного обеспечения, затрат на применяемые орудия исследования - изготовление анкет, опросных листов, специальных технических средств наблюдения за поведением потребителей и т.д., а также вознаграждение исполнителя.



С учетом всех этих компонентов оформляется смета.

В то же время согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Однако, поскольку в настоящее время практика осуществления маркетинговых исследований и ценообразования в данной сфере немногочисленна и противоречива и поэтому при отсутствии в договоре условия о цене определить цену, обычно взимаемую за маркетинговые исследования при сравнимых обстоятельствах, может быть достаточно сложно, то представляется целесообразным определять цену исследований при заключении договора.

В связи с тем, что маркетинговые исследования нацелены на анализ перманентно меняющейся конъюнктуры рынка, выявление нужд и запросов потребителей на конкретный период, то от своевременного начала и окончания проведения маркетинговых исследований зависят получение объективного результата и

удовлетворение интересов заказчика. Как и в договоре подряда (ст. 708 ГК РФ), существенным условием договора на проведение маркетинговых исследований следует признать начальный и конечный сроки их выполнения.

Заказчик вправе рассчитывать на получение результатов маркетингового исследования, качество которого зависит от использования научно-обоснованных методологий и методик. Сторонам целесообразно особо определить в договоре методы маркетинговых исследований (к примеру, опрос, анкетирование, эксперимент, экономико-математические методы), которые будут использованы для выяснения в соответствии с заданием тех или иных характеристик и параметров маркетинговой среды и потребуют определенных расходов.

В договоре нужно оговаривать срок сдачи и принятия выполненных маркетинговых исследований. Заказчик должен принять работу в указанный срок, подписать акт или возвратить отчет на доработку, если исполнителем нарушены условия договора (например, проведен анализ лишь одного из указанных в предмете договора или задании направлений), не задействованы оговоренные методы исследования, неадекватно сформулированы выводы и рекомендации.

Претензии к качеству результатов маркетинговых исследований могут быть предъявлены их исполнителю лишь до подписания заказчиком акта приема-сдачи работ. В дальнейшем невозможность использования результатов маркетинговых исследований не может связываться с их качеством, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется.

В то же время в договоре на проведение маркетинговых исследований можно оговорить гарантийный срок (правда, непродолжительный), в период которого исполнитель обязан осуществлять бесплатное текущее консультирование по результатам исследования. При этом речь идет о комментариях к проведенному исследованию, но не о выполнении дополнительной работы, например связанной с использованием полученных данных. Дальнейшее сопровождение предпринимательской деятельности заказчика, скажем, проведение анализа состояния конъюнктуры определенного сегмента рынка, прогнозирование объемов сбыта, согласование его деятельности с нормами маркетингового законодательства, а также использование результатов исследования, может быть оформлено отдельными договорами возмездного оказания услуг, подряда и др.

Специфика отношений, связанных с применением заказчиком маркетинговой информации и других результатов

маркетингового исследования, обусловливает необходимость соблюдения сторонами условия конфиденциальности, которое следует предусматривать в договоре. По общему правилу, результаты маркетинговых исследований составляют собственность заказчика, и исполнитель не имеет права распространять эти данные третьим лицам. Конфиденциальной является также информация о заказчике проведения маркетинговых исследований.

Последний может принять на себя обязательство не разглашать третьим лицам методику проведения исследований и другую неопубликованную информацию, носящую, по мнению исполнителя, закрытый характер.

Что касается вопроса об ответственности сторон по договору на проведение маркетинговых исследований, то она наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Так, на исполнителя может быть наложена ответственность за нарушение сроков, установленных в договоре, за непроведение исследования по направлениям и параметрам, предусмотренным договором, или неприменение методов, использование которых было зафиксировано сторонами при заключении договора. В то же время исполнитель не может нести ответственность за эффективное использование заказчиком полученной маркетинговой информации и другие результаты маркетингового исследования.

В свою очередь заказчик несет ответственность за своевременную выплату исполнителю вознаграждения в течение установленного договором срока после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Споры и (или) разногласия, по которым стороны не могут достигнуть договоренности, подлежат разрешению в арбитражном суде на основании норм действующего законодательства.

При заключении договора на выполнение маркетинговых исследований должны быть соблюдены требования закона к форме договоров, закрепленные в гл. 9 (Сделки) и гл. 28 (Заключение договора) ГК РФ.

Исходя из специфики анализируемого договора, необходимости согласования перечня, объемов работ и сроков их выполнения, договор следует заключать в простой письменной форме путем составления документа, содержащего основные условия договора, и приложений к нему: задания заказчика, программы работ, содержащей разбивку исследований на этапы с указанием сроков выполнения отдельных работ.

В заключение изложения вопроса об особенностях договорной модели, оформляющей проведение маркетинговых исследований, сформулируем основные выводы относительно его квалификации.

Такой договор содержит элементы договора подряда, поскольку речь, в частности, идет о работах, выполняемых исполнителем в ходе маркетинговых исследований по заданию заказчика, результаты которых имеют особый предмет - маркетинговую информацию (нематериальный объект), зафиксированную на материальном носителе и представляемую заказчику в форме документированного отчета.

Указанная специфика результатов работ, а также применение научных методов и приемов в ходе маркетинговых исследований роднит рассматриваемый договор с договором на выполнение НИР.

Упомянутые результаты работ охватываются понятием интеллектуальная собственность, ибо предметом взаимоотношений сторон является коммерческая информация, охраняемая сторонами в режиме коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ).

Общей направленностью договора является внедрение полученных результатов в предпринимательскую практику заказчика и получение на основе этого реального экономического эффекта. Между тем необходимо иметь в виду, что заказчик получает право на использование полученной информации, однако успех от ее применения исполнителем не гарантируется. Независимо от внедрения заказчиком результатов маркетинговых исследований последние представляют для него полезную деятельность, одобренную им, но принесет ли ему использование ее результатов экономический эффект в коммерческой деятельности или нет - к обязательствам по договору на проведение маркетинговых исследований отношения не имеет.

Договор на проведение маркетинговых исследований содержит также элементы договора о возмездном оказании услуг, ибо речь идет в том числе и об информационном обслуживании заказчика.

Все сказанное позволяет сделать общий вывод: договор на выполнение маркетинговых исследований имеет многогранную правовую природу и является особым видом договоров. Объектами правового регулирования здесь являются как работы и услуги, так и коммерческая информация, охраняемая на права) коммерческой тайны.
1
Различные точки зрения по данному вопросу приводят, например: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М., 2000; Рассолов М.М. Информационное право. Учебное пособие. - М., 1999; Копылов В.А.

Информационное право. Учебное пособие. - М., 1997; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. - М., 1996; Бачило И.Л., Катрич С.В., Сергиенко Л.А.

Обеспечение порядка в управлении производством. - М., 1986.

Похожие публикации



Содержание раздела