d9e5a92d

- Договор подписки на информационные материалы


1.7. Договор подписки на информационные материалы

Важнейшей проблемой российского государства является формирование высокоорганизованной, продуктивной и жизнеспособной информационной среды, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, предназначенных для

удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. При этом большую роль играет распространение информационных материалов в виде периодических печатных изданий по подписке.

Чтобы ориентироваться в отношениях, возникающих между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями и информационными агентствами, вытекающих из договора подписки на периодические печатные издания, прежде всего необходимо ознакомиться с понятийным инструментарием, применяемым в данной специфической области. Определим значения следующих понятий:

редакции, издатели и информационные агентства - это организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере изготовления периодических печатных изданий;

подписчик - юридическое лицо или гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки;

периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

прием подписки на периодическое печатное издание - оформление договора подписки на периодическое печатное издание;

распространитель периодических печатных изданий по договору подписки - информационное агентство, а также редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

подписка на периодические печатные издания - форма распространения периодических печатных изданий, включающая ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Исходя из субъектного состава и целей приобретения периодических печатных изданий по подписке, можно выделить две группы договоров, отличающихся своей спецификой:


  • договоры о подписке на информационные издания, приобретаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для информационного обеспечения хозяйственной и иной деятельности и (или) для коммерческого




  • использования (например, перераспространения информационных материалов);

  • договоры о подписке на периодические печатные издания, заключаемые с гражданами - подписчиками, приобретающими периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.



В качестве примера договора о подписке на периодические печатные издания, приобретаемые субъектами маркетинга для информационного обеспечения хозяйственной и иной деятельности и (или) для коммерческого использования рассмотрим приблизительное содержание договора о подписке на издания, распространяемые информационными агентствами.

Обычно стороны по рассматриваемому договору именуются как агентство и подписчик. Агентство предоставляет подписчику обусловленное в договоре информационное издание. В договор подписки может быть включено условие о доставке издания подписчику, например по электронной почте или курьером.

Важным условием указанного договора является порядок использования подписчиком изданий, выдаваемых агентством. Обычно агентство предоставляет издание исключительно для информирования подписчика. При этом подписчик обязуется не размножать материалы изданий любым способом, а также не продавать их, не поставлять, не обменивать и не передавать каким-либо иным способом (включая размещение в компьютерной сети Internet и др.), частично или полностью, а также интерпретацию текста материалов или его смыслового значения через своих сотрудников либо третьих лиц или из своего офиса другим средствам массовой информации, любым физическим и юридическим лицам, не использовать материалы издания полностью или частично для создания баз данных или архивов и не содержать их на своих носителях информации, как правило, более четырнадцати дней.



Таковы общие правила использования подписных изданий, устанавливаемые большинством российских и зарубежных информационных агентств.

Исключения из этих условий могут письменно оговариваться с агентством, включая, например, право подписчика использовать для информирования руководителей и сотрудников компании или применять материалы для информационных теле- или радиопрограмм. При этом, если агентство письменно предоставит подписчику право на распространение или иное использование издания вовне либо отдельных сообщений, содержащихся

в нем, то подписчик обязан в соответствии с Законом РФ О средствах массовой информации и договором в каждом подобном случае ссылаться на агентство как первоисточник сообщений. Подписчик должен также обязать всех физических и юридических лиц, которым он, с разрешения агентства, предоставляет издание, ссылаться на агентство как его первоисточник.

В некоторых случаях, например в день проведения выборов, информация о динамике голосования не может быть обнародована до момента их окончания. Поэтому в договор о подписке на информационную продукцию агентства обычно включают условие о сообщениях с эмбарго (запрет). Согласно данному условию подписчик лишается права передавать кому бы то ни было в устной или письменной форме информацию, содержащуюся в сообщениях агентства, изложение которой предваряется либо заканчивается пометкой эмбарго.

Если эмбарго содержит условия его действия, т.е. обстоятельства (указание на определенное событие, дату, время), наступление которых прекращает действие эмбарго, то подписчик должен принять обязательство неукоснительно и точно выполнять условия эмбарго. В случае, если какое-либо сообщение агентства отменено или исправлено агентством (killed, eliminated, witheld), подписчик обычно обязывается по договору немедленно уничтожить ранее полученное сообщение и предупредить всех лиц, которые были о нем осведомлены.

Особо следует отметить, что в рамках договора о подписке по общему правилу информационное агентство сохраняет за собой все права на содержание, название, любое коммерческое и некоммерческое использование сообщений, содержащихся в издании, и любых документов, относящихся к ним, включая авторское право, коммерческую тайну, товарный знак и иные права. Исключение могут составлять лишь ограниченные права подписчика, означенные в договоре и (или) в приложениях к нему.

Очевидно, что для подписчика существенное значение имеют объективность и достоверность получаемой информации. В этой связи в договоре можно предусмотреть обязанность агентства предпринимать все меры для обеспечения достоверности информации и избежания неточностей. В соответствии с этим обязательством если в каком-либо сообщении окажутся неточности, то агентство сразу, после того как сможет проверить достоверность таких сообщений, должно предпринять все зависящие от него меры для их исправления.

Для защиты исключительных прав агентства на информационную продукцию в договор целесообразно включить

потенциальные меры ответственности подписчика за нарушение прав интеллектуальной собственности агентства. С учетом того, что оценить ущерб, причиненный агентству подписчиком, скажем, незаконной передачей информации другой организации без разрешения агентства, обычно бывает затруднительным, то для подобных случаев целесообразно предусматривать неустойку, причем независимо от наступления убытков. На эти случаи в договоре целесообразно также предусмотреть право информационного агентства приостановить исполнение своих обязательств по договору до тех пор, пока подписчик не устранит нарушение (например, утечку информации) и не уплатит агентству неустойку.

Кроме того, по суду с нарушителя могут быть взысканы убытки, понесенные агентством в связи с нарушением.

Платежные условия договора могут оформляться отдельным соглашением о стоимости подписки, составляющим неотъемлемое приложение договора. В последнее время по рассматриваемым договорам информационными агентствами как правило применяется 100-ная предоплата подписки на определенный срок. При этом издания начинают предоставляться подписчику после поступления платежа за подписку на счет агентства.

В соглашении определяется размер обычно ежемесячной платы за подписку на издание агентства с учетом способа его доставки. С 1 января 2002 г. согласно Федеральному закону от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации1 при реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 г. применяется 10-ная ставка НДС2.

Поскольку количество сообщений в издании, качество сервиса, средства доставки могут меняться, в соглашении о стоимости подписки стороны могут предусмотреть право агентства в таких случаях в одностороннем порядке пересматривать размер стоимости подписки на издание. При этом в соглашении следует указать обязанность агентства проинформировать подписчика об изменении стоимости подписки в определенный срок, а также право подписчика отказаться от подписки на издание при изменении его цены. Подписчик обязан уведомить в письменном виде агентство об отказе в определенный срок, исчисляемый с момента получения уведомления об изменении цены. При этом

Похожие публикации



Содержание раздела