Обязанности и права информаторов. В соответствии с положениями Кодекса любое заявление, сделанное в целях сотрудничества, или заверения, данные информатору устно или в письменной форме, должны быть фактически точными и обязательными к исполнению.
Это требование не относится к действиям или заявлениям отдельных лиц, которые наблюдались или записывались в общественных местах, где они нормально могут предполагать, что за ними наблюдают и их могут слышать другие присутствующие лица, например, в магазине или на улице. В последнем случае по крайней мере одно из следующих условий должно быть соблюдено:
а) приняты необходимые меры для обеспечения анонимности данного человека и (или);
б) если сразу же после этого сообщить человеку, что его действия или заявления были записаны или сняты на пленку, и дать ему возможность просмотреть или прослушать данную часть записи или пленки, и если он пожелает, то уничтожить или вырезать касающуюся его часть пленки или записи.
Если после съемки или записи задается ряд последовательных вопросов, необходимо соблюдать вышеуказанные условия.
Наблюдение или регистрация любыми способами нормального функционирования таких точек, как места продажи, доступные для обычных потребителей, в том числе контроль за функционированием системы распределения, не требует от исследователя каких-либо разрешений или согласий для проведения подобного рода работ, однако при этом исследователь должен быть уверен, что его действия не вызывают неудобств у любых лиц, присутствующих в этих местах, и не раскрывают их личностей.
В качестве части замысла исследования в обзор может быть включена искусственно созданная ситуация продажи (например, когда применяется техника импровизированного рыночного тестирования). В этих случаях после завершения исследования чрезвычайно важно, чтобы у респондента или любых других участников импровизации сложилось полное убеждение, что они принимали участие в реальном исследовательском проекте. После завершения исследования должен быть разъяснен экспериментальный характер созданной ситуации и, если это возможно, респонденту должны быть возвращены истраченные деньги или он должен получить компенсацию в приемлемой для него форме.
Если помимо исследователя во время интервью присутствуют другие наблюдатели, то исследователь обязан убедиться в том, что они знакомы с соответствующими положениями анализируемого Кодекса и согласны следовать им.
Имя и адрес исследователя должны сообщаться информатору во время интервью. При использовании адреса (места жительства) для опроса по почте или псевдонима должны быть предприняты все меры к тому, чтобы информатор впоследствии без всяких затруднений мог получить имя и адрес исследователя.
При интервьюировании детей следует предпринимать особые меры предосторожности. Перед тем как просить детей дать интервью или заполнить анкету, необходимо получить разрешение родителей, опекуна или других ответственных за детей лиц (классных руководителей). При получении такого согласия исследователь должен подробно объяснить характер интервью, чтобы ответственные за детей лица могли принять правильное решение.
Необходимо также сообщить, собирается ли исследователь просить детей провести тестирование какого-либо продукта или образца товара.
Отношения с общественностью и деловыми кругами. Согласно положениям Кодекса никакая другая деятельность не может сознательно или случайно представляться как маркетинговое исследование. Особенно не могут быть отнесены к маркетингу (прямо или косвенно) следующие виды деятельности:
а) расследование в личных или иных целях для получения легально политической, надзорной или иной частной информации о частных лицах как таковых;
б) комплектование списков, регистров или банков данных с любыми целями, за исключением целей маркетингового исследования;
в) промышленный, коммерческий или иные виды шпионажа;
г) получение информации для использования ее в целях кредитного рейтинга и оказания иных подобных услуг;
д) использование информатора в целях продажи или стимулирования сбыта;
е) сбор долгов;
ж) прямые или косвенные попытки, в том числе специальная подборка вопросов, способная повлиять на мнение или отношение информатора к какой-либо теме.
Исследователь не должен представлять свои квалификацию, опыт, знания, доступ к техническим средствам большими, чем они есть на самом деле.
Не допускаются неоправданная критика и унижение конкурентов.
Никто не вправе сознательно распространять заключение из проведенных исследовательских проектов или предоставленных услуг, которые не соответствуют или не подтверждаются собранными данными.
В отношении взаимных обязанностей клиентов и исследователей Кодекс гласит, что взаимосвязи между ними являются предметом регулирования заключенных между ними контрактов. Кодекс не имеет целью ограничить свободу сторон и намерения заключить любое соглашение между ними. Однако такое соглашение не должно противоречить положениям Кодекса, за исключением некоторых нижеуказанных положений.
Например, следующие четыре правила, регулирующие право собственности на тексты маркетинговых исследований, могут быть изменены по соглашению исследователя и клиента.
1. Предложения и оферты на проведение маркетингового исследования, сделанные исследователем по запросу клиента без согласования цены, остаются собственностью подготовившего их исследователя. В частности, потенциальные клиенты не должны передавать предложения одного исследователя другому, за исключением случаев, когда последний действует как консультант клиент а по данному исследованию. Клиент не должен также использовать предложения и оферты одного исследователя, чтобы повлиять на предложения и оферты другого исследователя.
Таким образом, план-проспект маркетингового исследования и спецификации, подготовленные клиентом, остаются собственностью клиента.