d9e5a92d

- Законодательство о рекламной деятельности


2.3. Законодательство о рекламной деятельности

На рекламную деятельность в Российской Федерации распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.

Основным регулятором в данной области является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ О рекламе. Он признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах.

Согласно устоявшемуся мнению цель Закона О рекламе двояка. Во-первых, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой позиции он как бы дополняет ранее принятые федеральные законы О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и О защите прав потребителей.

Во-вторых, целью Закона О рекламе является правовое регулирование самостоятельного вида маркетинговой деятельности - рекламной. Нужно подчеркнуть, что в случаях, указанных в п. 1 ст. 1 Закона, т.е. когда потребители рекламы введены ею в заблуждение или ненадлежащей рекламой нанесен вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также если эта реклама посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы гражданского законодательства (например, о возмещении убытков, о недействительных сделках, о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность без лицензии либо запрещенную деятельность),

законодательства о защите окружающей среды, а также уголовного законодательства (например, нормы о мошенничестве или заведомо ложной рекламе).

24 июня 1999 г. принят Федеральный закон № 121-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации1, в котором указывается на отличие рекламы товаров, работ и услуг от политической рекламы. Закона, который бы регулировал отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения политической рекламы в Российской Федерации, в настоящее время не существует; Закон О рекламе на нее не распространяется.

Не существует в нашей стране и закона об идеологической, в том числе о религиозной, рекламе, хотя такого рода реклама встречается. Следует отметить, что в Законе О рекламе не сказано, что он не распространяется на религиозную рекламу, хотя это и очевидно, несмотря на то, что в понятие реклама входит распространение идей.

Юридическое определение рекламы сформулировано в ст. 2 Закона О рекламе. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.


Нетрудно заметить, что термин рекламная информация, который употребляется в указанном определении, является синонимом слова реклама.

Для правильного применения Закона важное значение имеет Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе2. В п. 18 данного письма говорится об отличии рекламы от вывески: По смыслу статьи 2 Закона О рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Следует отметить, что в узком смысле слова законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Закона О рекламе и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти).



В широком смысле слова законодательство о рекламе охватывает объемный массив нормативных актов, которые регламентируют отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы. Например, отношения, возникающие при рекламе как приглашении делать оферты, обслуживаются гражданским законодательством. Последнее регулирует также отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица. Кроме того, к законодательному массиву о рекламе в широком смысле слова относятся некоторые нормы законодательства о средствах массовой информации. Например, ст.

36 Закона РФ О средствах массовой информации посвящена распространению рекламы, а ст. 60 - ответственности за нарушение правил ее распространения. К законодательству о рекламе в широком смысле слова следует отнести также нормативные акты в области информации, если они касаются рекламы, в частности постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. № 11 Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации1, в соответствии с которым ряду министерств и ведомств предписано предусмотреть льготы рекламодателям, производителям и распространителям рекламной продукции, обеспечивающие стимулирование их деятельности по рекламе продукции (работ, услуг) отечественных производителей.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если соответствует требованиям к таким объектам, предусмотренным Законом РФ от 9 февраля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах. В соответствии со ст. 6 данного Закона объектами авторского права выступают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности.

Объекты смежных авторских прав - это фонограммы постановок, исполнений, передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Авторские права на рекламу

могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.
1
СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3178.
2
Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 2.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 188.

Похожие публикации



Содержание раздела