Таким образом, по мнению ФСНП России, закон не ограничивает права федеральных органов налоговой полиции на получение от банков сведений, отнесенных к банковской тайне, какими-либо условиями. Поэтому при необходимости получения информации, содержащей сведения, отнесенные к банковской тайне, органы ФСНП вправе обратиться с соответствующим запросом в банк во всех случаях, и банк обязан предоставить такую информацию.
Однако они обращают внимание, что этот пункт содержит оговорку: ...за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.
ГК РФ (ст. 857) и Закон о банках и банковской деятельности (ст. 26) устанавливают специальный порядок предоставления информации, относящейся к банковской тайне. Действительно, п. 2 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности налоговой полиции предоставлено право доступа к банковской тайне как органам, осуществляющим налоговый контроль (наряду с органами МНС России), так и органам предварительного следствия по находящимся в производстве делам, отнесенным к ях подследственности при наличии согласия прокурора.
Однако при применении этой нормы нельзя не учитывать, что со времени вступления в силу части первой НК РФ (с 1 января 1999 г.) полномочия органов налоговой полиции изменились.
Системный анализ норм НК РФ, в частности его статей 31, 36 и др., дает основание для вывода о том, что функции органов налоговой полиции в настоящее время ограничены сферой тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или
административные правонарушения. Сфера же налогового контроля, который ранее осуществлялся налоговой полицией (в частности, с использованием прав налоговых органов), из предмета ее ведения в соответствии с НК РФ исключена.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации1 (с изменениями от 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.) федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ (а значит, и ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, исходящая из права органов налоговой полиции осуществлять налоговый контроль) действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с НК РФ.
Таким образом, в данный момент органы налоговой полиции не могут опираться на п. 2 ст. 86 НК РФ и вправе истребовать в кредитной организации документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие у прокурора.
В свою очередь Федеральная служба налоговой полиции РФ считает, что выводы Ассоциации российских банков являются несостоятельными, ибо в логическом обосновании их позиции обнаруживается существенная ошибка - ссылка на то, что якобы между полномочиями по проведению налогового контроля и правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, существует прямая функциональная связь. По мнению ФСНП России, предоставление государственным органам прав на доступ к банковской тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих государственных органов функций по осуществлению налогового контроля.
Отметим также, что позиция Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу о возможности органов наналоговой полиции получать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов кредитных организаций вне рамок предварительного расследования находящихся в их производстве дел, отнесенныx к их подследственности, корреспондируется с позицией Ассоциации российских банков2.
Право других правоохранительных органов получать у банков информацию регулируется Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации и Законом РФ от 18 апреля 1991 г № 1026-1 О милиции1 (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта и 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7ноября и 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа и 30 декабря2001 г., 25 апреля 2002 г.).
Согласно ст. 22 Федерального закона О прокуратуре РФ прокурор в процессе проводимой проверки имеет право доступа к документам и материалам предприятий, учреждений и организаций. Он вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако эта норма не дает оснований прокурору запрашивать информацию у банка в ходе проведения общенадзорных проверок, так как ст.
26 Закона о банках и банковской деятельности дает такое право органам предварительного расследования только по делам, находящимся в их производстве. Исходя из этого, для того чтобы запрашивать информацию у банка, сначала нужно возбудить уголовное дело.
В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции органам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей при наличии данных о влекущих уголовную или административную ответственность нарушениях в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности предоставлено право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Вместе с тем, если милиция действует как орган предварительного расследования, то она такую информацию может получать с санкции прокурора.
Если речь идет об иных процессуальных или оперативных действиях, то в силу несоответствия этого общего права специальному запрету такого права у милиции нет.
Нормы, дающие право судебным органом запрашивать и получать у банков информацию, сконцентрированы в процесcуальном законодательстве: ГПК, АПК, УПК, в Законе РСФСР от 8июля 1981 г. О судоустройстве РСФСР2 (с изменениями от29 мая и 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г. и 2 января 2000 г.) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ О судебной системеРоссийской Федерации3 (с изменениями от 15 декабря 200) г.).
Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах, включенных в понятие банковской тайны, определяются п. 6 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации (ГТК России), утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 20141 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.), и ст. 336 ТК РФ. Так, должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе истребовать у государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы, необходимые для производства по делу или его рассмотрения.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано не позднее чем в пятидневный срок направить или выдать их должностному лицу таможенного органа, ис-требующему документы. Неисполнение данных требований может повлечь изъятие указанных документов в порядке, предусмотренном ст. 337 и 338 ТК РФ.
В отношении доступа к банковской тайне Счетной палаты РФ следует упомянуть Федеральный закон от И января 1995 г. № 4-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации2 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). В силу ст. 13 этого Закона по запросам Счетной палаты все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Кроме того, при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты Банк России, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Отказ или уклонение соответствующих должностных лиц от своевременного
предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 287 УК РФ за отказ в предоставлении информации Счетной палате Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Право нотариуса на запрос сведений, составляющих банковскую тайну, помимо ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности регулируется Основами законодательства РФ о нотариате. В частности, ст.
15 Основ предоставляет нотариусу право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.