1.3. Правовая защита коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации
Сейчас уже довольно сложно определить, когда люди впервые столкнулись с необходимостью оберегать от доступа посторонних лиц принадлежащую им особо важную информацию. Наверно, еще живя в пещерах, они держали в тайне секрет добывания огня, который позволял им выжить. С развитием общества постепенно совершенствовались орудия труда, росла его производительность.
От натурального обмена продуктами люди переходили к купле-продаже товаров, которые уже специально производились для реализации и получения прибыли. С
течением времени спрос на товары начал определяться их ценой и потребительскими свойствами. В целях увеличения объемов продаж производители, каждый по-своему, совершенствовали изготавливаемую продукцию, при этом свои идеи держали в секрете. Тем самым производители одного и того же или аналогичных видов товаров объективно втягивались в конкурентную борьбу.
Конкурирующие предприятия стремились создать более выгодные условия производства и сбыта продукции. В связи с этим многие сведения представляли для них коммерческую ценность и тщательно скрывались от внешнего мира.
Исторический опыт свидетельствует, что нередко конкурировали между собой и целые государства. Хорошо известно, например, как в античный и средневековый периоды долгое время только жители отдельных стран владели секретами производства пороха, динамита, шелка, стали, фарфора и др.
Конкуренция - основа функционирования современной рыночной экономики. Сегодня успех в производстве конкурентоспособной продукции обуславливается не только возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Важнейшим фактором эффективной деятельности и конкурентной устойчивости продуцента является его интеллектуальная собственность, используемая так, чтобы выпустить и предложить потребителям продукцию более дешевую, более экономичную и удобную в обращении, чем у других предприятий, работающих в том же рыночном сегменте.
Исходя из классификации информационных ресурсов по критерию доступа к ним, применяемая в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг разнообразная научная, техническая, технологическая, коммерческая и иная информация может носить как открытый, так и закрытый характер. К открытой информации в данном случае относится общеизвестная, представляющая чисто теоретический и научный интерес, нередко охраняемая патентным или авторским правом информация, которая используется в производственном процессе и не скрывается производителем. Закрытой информацией признается та, которая специально скрывается и защищается производителем от доступа посторонних лиц.
Такая информация должна охраняться ее обладателем в режиме коммерческой тайны.
Если компания своевременно принимает необходимые меры по охране сведений, благодаря использованию которых ее продукция становится конкурентоспособной, то она сможет получать стабильную прибыль и выживать в условиях жесткой
конкурентной борьбы. Напротив, предприятия, игнорирующие данное правило и недооценивающие преимущества использования коммерческой тайны, рискуют оказаться банкротами. Примерами того, как благодаря своевременному ограничению доступа к сведениям компании-производители до сих пор держат пальму первенства в мире по выпуску автомобильной продукции, могут служить такие компании, как Дженерал моторе, Крайслер, Форд и другие, которые вовремя осознали важность производственных секретов.
В процессе производства и обмена товаров (работ, услуг) коммерческая тайна может существовать в различных формах. Для того чтобы обозначить формы проявления коммерческой тайны, обратимся к общепринятой в экономической науке классификации производственных процессов, в соответствии с которой выделяются обеспечивающие, обслуживающие, вспомогательные и основные процессы1. Анализ экономических, материальных и организационных условий производства, процессов, обслуживающих производство, вспомогательных процессов и процессов, связанных с созданием и реализацией основного вида продукции, позволяет выявить признаки проявления форм коммерческой тайны, выяснить наиболее уязвимые в этом плане участки производства товаров (работ, услуг). Такие участки могут быть связаны с использованием материальных ценностей, техники и оборудования, проведением их осмотра и ремонта, разработкой конструкции инструмента и приспособлений, оснасткой моделей и подготовкой их производства, разработкой и использованием стандартов предприятия, проектированием и конструированием изделий, разработкой их технологий, испытанием и выпуском опытных образцов, подбором и расстановкой кадров, планированием и финансированием производства, реализацией готовой продукции и т.д.
Установление участков, где имеется угроза проникновения конкурентов, позволяет определить адекватные меры конкурентной борьбы.
В силу указанного коммерческая тайна, на наш взгляд, может проявляться в двух формах.
Во-первых, нужно выделить научно-техническую, технологическую, промышленную и прочую информацию, обладающую экономической ценностью, о различных способах производства и производственном опыте, которые принято именовать как
ноу-хау, что в переводе с английского означает знать, как это сделать. Данная информация характеризует научно-техническую сторону производства. Все эти сведения могут быть использованы конкурентами для налаживания производства аналогичных товаров.
Во-вторых, необходимость защиты от утечки относится к деловой информации, характеризующей управленческую, финансовую, маркетинговую и другую деятельность, позволяющую успешно вести бизнес и заключать взаимовыгодные контракты. Как известно, мало изготовить товар, его нужно еще выгодно продать. Поэтому особое значение приобретает охрана деловой информации о маркетинговой деятельности, которая включает планы и результаты маркетинговых исследований, рекламной деятельности, PR-мероприятий, планы производства и сбыта товаров, новые приемы и технологии товародвижения, организацию сбытовых маркетинговых систем, списки клиентов, посредников, финансовые, страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота на рынках и др.
Знание подобных сведений может дать конкурентам преимущество при завоевании рынков сбыта товара, переманивании клиентов.
Таким образом, в сфере производства коммерческая тайна проявляется в форме технических и технологических секретов (промышленные секреты), а в сфере планирования и сбыта готовой продукции - в форме деловых секретов (торговые секреты).
Характер и объем сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут меняться в зависимости от жизненного цикла товара. Известно, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным изделием, поскольку изготовитель постоянно работает над улучшением потребительских свойств товара и продвижением его на рынок. Соответственно происходит обновление или замена технической и технологической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в режиме -коммерческой тайны.
Динамика данного процесса детерминирована влиянием факторов маркетинговой среды на рынке конкретного вида товаров, прежде всего фактора конкуренции.
Что касается сферы сбыта товаров, то для нее характерны различные уровни и степени концентрации деловой информации, отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости от этапов существования товаров на рынке (выведение, рост, зрелость,
насыщение и спад), которые образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, но и групп (классов) товаров1.
Проблемы конкуренции, достижения преимущества в борьбе за потребителя на рынке ставят перед предприятием задачу защитить нераскрытую научно-техническую, коммерческую, организационную и иную информацию с помощью правовых средств.
С переходом нашей страны к рыночным отношениям началась интенсивная работа по правовому урегулированию института коммерческой тайны.
Коммерческая тайна относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Весьма невелик и опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны в маркетинговой деятельности. В настоящее время в российском законодательстве создан и действует институт охраны коммерческой тайны.
Однако сегодня все острее встает вопрос о совершенствовании и дополнении существующего законодательства, регулирующего данную область общественных отношений.
В настоящий момент к сфере правового регулирования охраны коммерческой тайны имеют отношение более ста нормативных актов (международных соглашений и договоров, конвенций, кодексов, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.).
Система законодательства о коммерческой тайне включает положения следующих законов: Конституции РФ (ст. 34); ГК РФ (ст. 139, 727, 70, 184, 1027); Федерального Закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации2 (ст.
8, 10, 21); Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. 9); Таможенного Кодекса РФ (ст. 16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344); Основ Законодательства РФ об Архивном фонде РФ и Архивах от 7 июля 1993 г. № 5341-I3 (ст.
20); Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ Об основах государственной службы Российской Федерации4 (ст. 10, 12, 21, 25); Федерального закона О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (ст. 10, 15); Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 О государственной тайне5 (ст.
10); Патентного Закона РФ (ст. 8); Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-I