d9e5a92d

Совет управляющих МВФ


Важность данного инструмента применительно к рассматриваемой гарантии перевода доходов и недопущения установления валютных ограничений на свободное использование валютных ценностей заключается в том, что государство - участник МВФ принимает на себя обязательство по соблюдению общего валютного режима. Он может предусматривать в соответствии с п. (i) разд. 2 ст. 4 Соглашения об МВФ "(i) поддержание государством - членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства - члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; (ii) режим сотрудничества, в рамках которого государства - члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств - членов".

Поэтому с принятием на себя государством - участником МВФ данных обязательств риск введения валютных ограничений для иностранного инвестора будет снижен. В случае дефицита платежного баланса методы корректировки валютного курса путем ревальвации или девальвации национальной валюты с использованием валютных ограничений будут нарушением международных обязательств государством - участником Соглашения об МВФ.

Таким образом, использование СДР способствует снижению на над национальном уровне валютных рисков государством, принимающим иностранные инвестиции.

По истечении установленного соглашением периода времени страна - член обязана выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо этого государство - заемщик обязано досрочно производить выкуп национальной валюты, излишней для Фонда, по мере улучшения его платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта государства - должника покупается другой страной - членом, то тем самым погашается его задолженность Фонду.

В 1997 г. Совет управляющих МВФ принял решение о так называемой справедливой эмиссии СДР. В соответствии с текстом Четвертой поправки, одобренным Советом управляющих фонда 23 сентября 1997 г., каждый член МВФ, который на 19 сентября 1997 г. являлся участником Департамента специальных прав заимствования, на 30-й день со дня вступления в силу Четвертой поправки должен получить распределение в сумме, которая приведет его чистую накопленную долю в общем объеме СДР к уровню, эквивалентному 29,315788813% его квоты на 19 сентября 1997 г. В итоге Россия получила в рамках дополнительного распределения СДР средства в размере 29,315788813% своей квоты на 19 сентября 1997 г., или 1264,419 млн СДР (около 1,7 млрд долл. США), без внесения какого-либо эквивалента. Эти ресурсы были включены в резервы и использованы для погашения внешней задолженности*(193).

Необходимо отметить, что с момента вступления России в МВФ прошло уже более 10 лет. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 мая 1992 г. N 2815-1, ратифицировавшее вступление Российской Федерации в МВФ, предусматривало, что с даты вступления в Фонд на территории нашей страны будут действовать в полном объеме положения разд. 2(в) ст. VIII, разд. 2-9 ст. IX и ст. XXI Соглашения об МВФ. Полностью к ст. VIII Россия присоединилась в мае 1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля".

Вступление России в МВФ означало для нее необходимость принять ряд мер в области валютного регулирования. Они должны были, в частности, предусматривать отказ от множественности валютных курсов и переход к единому курсу, объективно отражающему стоимость национальной валюты.

В начале 90-х гг. Россия как суверенное государство продолжала оставаться вне рамок бреттон-вудских организаций, определяющих судьбу мировой валютной системы. Это лишало ее возможности участвовать в принятии решений, затрагивающих ее экономические интересы. В первые годы существования России как независимого государства экономические интересы приобрели особую значимость. Страна нуждалась во внешних финансовых ресурсах для покрытия не только платежного баланса, но и дефицита. Фонд и Мировой банк были для нее важнейшим источником внешних кредитов. Первый кредит совпал по времени со вступлением в эту организацию. Всего за 90-е гг. Фонд предоставил России кредиты на сумму 32,1 млрд долл.*(194)



Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения в России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялись с учетом рекомендаций ее экспертов. Благодаря шоковой терапии, примененной Фондом, в России была обуздана гиперинфляция и стабилизирован курс рубля к началу второй половины 90-х гг. Темпы роста потребительских цен снизились с 307,6% в 1994 г. до 14,7% в 1997 г.*(195)

Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем. При вступлении в МВФ Россия получила возможность иметь своего представителя в Директорате МВФ и в международном валютно-финансовом комитете. В рамках этих институтов вырабатываются соглашения, касающиеся основ функционирования мировой валютно-финансовой системы, а также принимаются меры по стабилизации международных финансовых рынков.

Вместе с тем участие России практически сводится к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Размер квоты обеспечивает ей всего лишь 2,8% голосов, в то время как решение наиболее важных вопросов требует 85% и невозможно без согласия стран, располагающих в сумме 15% голосов. В роли таких центров мировой валютной силы выступают США, ЕС и "группа 24", объединяющая развивающиеся страны. Так, для принятия решения о распределении и аннулировании специальных прав заимствований требуется большинство в 85% общего числа голосов (разд. 4 ст. ХIХ Соглашения об МВФ).

В.С. Кузнецов отмечает, что участие экспертов МВФ в разработке правительством МВФ экономических программ, их одобрение означает, что Фонд несет солидарную ответственность за их негативные последствия, а он фактически "проморгал" финансовый кризис августа 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ от своевременной девальвации для ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и в связи с высокой долей импорта в потреблении - к резкому повышению цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, так как его переоцененный уровень облегчал продвижение западных товаров на российский рынок*(196).

Форсирование Фондом открытия российской экономики по линии снижения импортных пошлин и либерализации международных валютных отношений РФ повысило степень уязвимости от внешнего сектора.

С 2001 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, который отличается тем, что в связи со стабилизацией валютно-финансового положения России Фонд прекратил оказывать ей финансовую помощь. Как заявил Президент России В.В. Путин на встрече с исполнительным директором Х. Келлером 11 октября 2001 г. в Кремле, Россия выходит на новый этап сотрудничества с МВФ, отличительной чертой которого будет самостоятельная разработка программ без кредитов*(197).

Решение России о досрочном погашении кредитов МВФ в значительной степени базируется на существенных изменениях в ее экономике. Стабилизация платежного баланса стала главным объективным фактором изменения позиции Правительства России в кредитных отношениях с МВФ. Платежный баланс был впервые сведен с активом в размере 13,9 млрд долл. США. Это позволило ЦБ РФ накопить значительные валютные резервы, которые позволяют не допускать резких скачков рыночного курса рубля.

Прекращение выдачи кредитов переводит ее отношения в другую плоскость. Наличие у РФ актива платежного баланса дает Фонду основание назначить Россию страной - получателем СДР. Часть ее взноса в свободно конвертируемой валюте, согласно разд. 5 ст. ХIХ Соглашения об МВФ, может быть использована для выдачи кредита другим странам.

На протяжении последнего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служили для внешних кредиторов гарантией принятия российским Правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса страны. В свою очередь улучшение платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создавать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга. Таким образом, экономические программы Правительства России, согласованные с экспертами МВФ, выступали своеобразной гарантией обеспечения платежеспособности страны.

Прекращение выдачи Фондом кредитных ресурсов Российской Федерации выдвигают на передний план проблему увеличения валютных резервов страны, решение которой возможно лишь при условии постоянного актива платежного баланса. Это означает создание условий для формирования тенденции превышения притока капиталов из-за границы над их оттоком.

МВФ является основной, но не единственной международной организацией в сфере международных инвестиционных отношений. В 1944 г. был образован также Международный банк реконструкции и развития. Данная организация основана с целью обеспечения международного потока долгосрочных инвестиций для помощи в восстановлении экономики опустошенным войной странам Европы в соответствии с "планом Маршалла".



Содержание раздела