d9e5a92d

Всемирный банк


Одной из основных целей банка является поддержание равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций (ст. 1 (III) Соглашения). При МБРР созданы специальные валютно-финансовые учреждения - Международная финансовая корпорация и Международная ассоциация развития. Данные организации занимаются финансированием многонациональных проектов, в которых участвует иностранный и национальный капитал.

Членство в специализированных учреждениях ООН, каковыми являются группа Всемирного банка и Фонд, находится во взаимосвязи с членством в ООН. Член ООН может стать членом любого специализированного учреждения. С группой Всемирного банка ситуация иная. Как отмечает Д. Боуэт, "членство в МБРР зависит в первую очередь от членства в МВФ и нисколько не зависит от членства в ООН"*(198). Членство в МБРР доступно любой стране - члену МВФ, которая проводит независимую внешнюю политику и готова соблюдать права и обязанности, налагаемые Уставом МБРР. Жесткая увязка Устава МБРР с членством в МВФ обусловлена тем, что страны - члены МБРР обязаны проводить валютную политику в соответствии с положениями Соглашения об МВФ. Исключение из одного финансового учреждения влечет потерю связи с другим.

Соглашение об МВФ обязывает членов предоставлять информацию, которую Фонд у них запрашивает (разд. 5 (а) ст. 8). Подобное требование отсутствует в Уставе МБРР, однако постоянная взаимосвязь двух организаций обеспечивает Банк необходимой информацией. Интерес для МБРР представляют следующие позиции: золотовалютные резервы, объем и направления торговли, платежный баланс, размер инвестиций за границей и иностранные инвестиции внутри страны, национальный доход и т.д.*(199) Сегодня МБРР - это, по сути, гигантский банк данных и мощный центр анализа для контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и макроэкономических прогнозов всех стран - членов.

Всемирный банк включает в себя две организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР). В группу Банка входят также Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Все вместе они именуются группой Всемирного банка.

Ресурсы банка образуются из акционерного капитала. Страны - члены МБРР подписываются на акции Банка согласно выделенной им квоте в МВФ, формируя, таким образом, его уставный капитал. Банк предоставляет деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Погашение кредитов Банка гарантируется правительствами стран - членов, а кредитоспособность суверенных заемщиков опирается на весь потенциал национальной экономики с ее природными ресурсами и перспективами роста.

Тесная связь политики Банка с МВФ обусловливает необходимость поддержания правительством страны - заемщика кредита стабильности платежного баланса и как следствие - недопущения политики манипулирования валютными курсами и введения валютных ограничений.

Следовательно, валютный курс страны - получателя кредита будет становиться более стабильным, так как снижение дефицита платежного баланса и увеличение валютных резервов будут осуществляться с использованием средств МБРР. Заключаемые Банком и Фондом со странами - должниками соглашения об их кредитовании обязательно содержат программы экономических мероприятий по восстановлению их кредитоспособности. При этом сами международные экономические отношения в сфере иностранного инвестирования выступают объектом международно-правового регулирования. Важнейшую роль в таком регулировании играют сами международные финансовые организации.

С развитием международного экономического сотрудничества усиливается зависимость внешнеторговых потоков от прямых иностранных инвестиций. По данным Секретариата ВТО, в середине 90-х гг. действовало 1160 двусторонних, региональных и других соглашений, регулирующих инвестиции*(200). Все это побудило участников 8-го раунда Многосторонних торговых переговоров (МТП) стран - членов ГАТТ - Уругвайского раунда, прежде всего стран - экспортеров капитала, к достижению общей договоренности об устранении препятствий на пути трансграничного инвестирования, имеющего непосредственное отношение к торговле.



Одним из инициаторов разработки Соглашения по инвестиционным мерам торгового характера (ТРИМС) были США, делегация которых настаивала на включении в повестку дня переговоров вопроса о правовом регулировании прямых иностранных инвестиций, добиваясь разработки соглашения, которое распространило бы на сферу этих инвестиций режим наибольшего благоприятствования, закрепленный в ГАТТ. В итоге этих дискуссий была достигнута договоренность об ограничении регулирования торговыми аспектами инвестиционных мер.

ТРИМС, несмотря на все разногласия, все же было принято и вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда, запрещающих государствам использовать ограниченный круг мер торговой политики. В данном документе меры инвестиционного регулирования, которые по своему характеру препятствуют развитию торговых отношений, называют инвестиционными мерами торгового характера*(201). Их применение аналогично установлению нетарифных барьеров, что отрицательно влияет на иностранные инвестиции и противоречит режиму наибольшего благоприятствования и принципу ГАТТ о запрещении количественных ограничений.

Данное Соглашение вводит запрет на введение валютных ограничений в странах - участницах. Следовательно, нормы, содержащиеся в нем, составляют важный институт в МВС.

В преамбуле Соглашения указывается, что оно призвано "способствовать расширению постепенной либерализации мировой торговли и облегчению иностранных инвестиций, чтобы ускорить экономический рост всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран - членов, обеспечивая в то же время свободу конкуренции*(202). Иными словами, акцент в этом документе делается на содействие развитию иностранных инвестиций и на обеспечение свободной конкуренции, в чем заинтересованы прежде всего и больше всего экономически развитые страны (несмотря на формальную оговорку в пользу развивающихся государств).

В тексте Соглашения содержится перечень мер, запрещенных им:

1) требование ограничения доступа предприятия к иностранной валюте и тем самым ограничения импорта;

2) требование передачи технологий, т.е. требование предоставления разрешения хозяйствующим субъектам принимающего инвестиции государства использовать производственные технологии или внедрять конкретные составляющие технологического процесса;

3) ограничение права иностранных инвесторов на вывоз доходов от инвестиций;

4) ограничение на лицензирование, обязывающее иметь местную лицензию на использование технологий.

Применение перечисленных мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием создания предприятия с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для получения последним льгот, например в виде субсидий или временного освобождения от налогов. Эти меры квалифицируются в Соглашении как противоречащие ст. III (национальный режим) и ст. ХI (запрещение количественных ограничений) ГАТТ.

Вхождение во Всемирную торговую организацию (ВТО) автоматически предполагает согласие государства на условия ГАТТ, а также прилагаемых к нему соглашений, в число которых входит и Соглашение о ТРИМС. Следовательно, государство, подписавшее указанный международный договор, обязуется не принимать меры, которые в нем перечислены.

Соглашение по ТРИМС включает требование к государствам сообщать обо всех случаях применения таких инвестиционных мер в торговле, которые нарушают ст. III и ст. ХI. Комитет по ТРИМС, созданный на основе этого Соглашения, будет осуществлять контроль за исполнением этих обязательств.

Процесс устранения протекает в трех установленных Соглашением формах: нотификация (notification), замораживание (consolidation, или standstill), ликвидация (elimination, или rollback).

Вопросы нотификации регулируются в ст. 5 ТРИМС. В течение 90 дней с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО каждый член ВТО должен уведомить Совет по торговле товарами обо всех связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые эффективно применяются и "не соответствуют положениям Соглашения об учреждении ВТО".

Обязательство замораживания состоит в том, что члены ВТО не должны изменять инвестиционные меры в сторону увеличения степени их несовместимости с положениями ст. 2 ТРИМС. Другими словами, члены ВТО в течение всего действия переходного периода могут любыми способами снижать эффективность принятых мер, но не вправе усиливать их, т.е. инвестиционные меры как бы "замораживаются" на том уровне несовместимости, на каком они оказались на момент вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.

Обязательство о ликвидации состоит в том, что члены ВТО должны устранить все применяемые инвестиционные меры, которые не соответствуют ТРИМС. Предусмотренный для этих целей переходный период дифференцирован в зависимости от уровня развития экономики членов ВТО. Он составляет: два года - для развитых стран, пять лет - для развивающихся стран и семь лет - для наименее развитых стран. Последние два периода могут быть пролонгированы по просьбе заинтересованных развивающихся или наименее развитых стран, если они представят подтверждения, что столкнулись с особыми трудностями в устранении мер, о которых было уведомлено.



Содержание раздела