d9e5a92d

Проблемы мирового правопорядка


Ученый считает, что "движущей силой развития международных экономических отношений является внесение изменений в международную нормативную систему с целью устранения противоречий между группами развитых и развивающихся стран..."*(215). Основной тенденцией развития всей системы международного права является его развитие от координационного метода регулирования в сторону субординационного, от метода двусторонних соглашений к многосторонним на базе универсальных международных экономических организаций (МВФ, ВТО). Возникают правовые комплексы "право МВФ", "право ВТО", нормы которых приобретают императивный, надгосударственный характер.

И.И. Лукашук придерживается аналогичной точки зрения, отмечая при этом, что общечеловеческие интересы приобретают приоритет над государственными интересами. Представителем общечеловеческих интересов выступает мировое сообщество в целом. Объективно общечеловеческие процессы требуют надгосударственных механизмов решения возникающих проблем, соответственно, в международном праве появляются элементы надгосударственного регулирования*(216).

В свете данных тенденций развития международного права, отмеченных российскими учеными, встает задача оптимального сочетания национальных интересов с интересами сообщества. Без ее решения невозможно нормальное существование как сообщества, так и ее членов. Размышляя над ответом на поставленный вопрос, представляется целесообразным обратить внимание на международную организацию - ООН, которая выступает в качестве организационной структуры мирового сообщества. На протяжении всего периода своего существования ООН, являясь объединением государств, составляющих большинство в мире, в единстве со специализированными учреждениями рассматривала и решала вопросы, представляющие интерес не только для традиционных субъектов международного права, но и для негосударственных образований, в том числе для личности.

Анализируя проблемы мирового правопорядка, Н.Е. Тюрина делает вывод, что результаты, достигнутые за период деятельности ООН, говорят о способности этой организации выполнять функции координационного центра в мировом сообществе, проводить в жизнь стратегию глобального партнерства в различных сферах*(217).

Следовательно, Устав ООН и связанные с ним принципы международного сообщества выступают своеобразной конституцией, требованиям которой должны отвечать все отрасли, институты и нормы международного права, в том числе и международного инвестиционного. МВФ и группа Всемирного банка являются специализированными учреждениями ООН. Поэтому данные обстоятельства могут быть в полной мере отнесены и к деятельности указанных международных организаций.

Область валютного регулирования в международном экономическом праве имеет все черты современного международного экономического правопорядка. Фактически полностью перенесен акцент с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. Вопросы внутренней компетенции государств постепенно переходят в международно-правовую сферу регулирования, что означает расширение объектной сферы международного права. В международном валютном праве заметно проявляется явление наднациональности. Наднациональная функция права в условиях формирования единого мирового хозяйства - это объективный этап в развитии системы правового регулирования. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования. Многие наднациональные элементы присущи деятельности, компетенции МВФ.

В то же время на фоне значительного роста указанных факторов, отражающих картину современного международного экономического правопорядка, отчетливо вырисовывается следующее противоречие. Валютное регулирование осуществляется на наднациональном уровне, однако в сфере международного инвестирования отсутствуют глобальные правила, нет организации, посредством которой осуществлялась бы координация связей инвесторов в мире. Конечно, существуют организации, которые в своей деятельности рассматривают отдельные аспекты проблем, связанных с инвестициями (разрешение споров - МЦУИС, страхование - МИГА, регулирование валютных ограничений - ТРИМС, МВФ). Однако единой универсальной организации, которая занималась бы всем комплексом вопросов, нет.



Данное противоречие характеризует и институт валютного регулирования в международном инвестиционном праве. По сути дела, в данном институте "работают" разные группы правоотношений. Юридическим содержанием таких правоотношений являются взаимосвязанные группы субъективных прав и юридических обязанностей субъектов международного экономического права. Комплекс правоотношений, складывающийся на основе норм международного права, образует правовой режим. Совокупность связей, через которые взаимодействуют национальные экономики разных стран, образуют международные экономические отношения.

С учетом отмеченных обстоятельств на фоне глобализации мировых экономических процессов отсутствует единый режим валютного регулирования в международном инвестиционном праве.

Поэтому валютное регулирование иностранных инвестиций осуществляется неодинаково. Это зависит как от модели соглашения в сфере защиты инвестиций (европейская или американская), так и от участия в интеграционном объединении (НАФТА - Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли 1994 г., МЕРКСОСУР и т.д.), от политики государства, принимающего инвестиции, от политической стабильности.

Поэтому необходимо применительно к правовому регулированию валютных отношений обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) валюта является объектом права собственности иностранного инвестора, следовательно, введение валютных ограничений означает ограничение прав собственников на право владения, пользования и распоряжения по их свободному усмотрению своей собственностью;

2) осуществление инвестиционной деятельности предполагает, что инвестор приобретает право получить платеж в согласованной валюте. Если же будут препятствия на пути получения денежных средств, то можно говорить о том, что в отношении него введены валютные ограничения. Таким образом, как количественные ограничения, установленные в ТРИМС, так и ограничения прав на валюту имеют одинаковые последствия и широко взаимозаменяемы.

Нормальное функционирование правового режима инвестиционной деятельности основывается на стабильности национальных валют. Бывает, что тарифные уступки между членами ГАТТ/ВТО напрямую обесцениваются валютными колебаниями. Таким же образом применение антидемпинговых и компенсационных пошлин на импортируемые товары, как правило, непосредственно связаны с валютными колебаниями как в стране - импортере, так и в стране - экспортере. Следовательно, валютный инструмент может свести к нулю таможенную защиту. Зачем в таком случае вести переговоры о снижении таможенных пошлин, если это снижение почти сразу же может быть скомпенсировано обратными валютными колебаниями?

Отсюда следует системная необходимость установить международный режим стабильных валютных курсов. Логика внутреннего единства торговли и международных платежей требует создания единой организации, которая занималась бы одновременно и торговой системой, и международной валютной системой. Вместо этого возобладал формальный и функциональный подход: за МВФ была закреплена сфера валютных отношений, а за ВТО - сфера международной торговли. В то же время отсутствуют глобальные правила для международных инвестиций, несмотря на их возрастающее значение в мировой экономике.

Сегодняшнее направление правил регулирования иностранных инвестиций в ВТО является недостаточным и неадекватным. ВТО представляется подходящим форумом для проведения переговоров по проекту многостороннего инвестиционного соглашения, так как торговля и инвестиции должны рассматриваться вместе. Однако Уругвайский раунд показал, что баланс сил становится в пользу развитых стран и существующие документы, относящиеся к регулированию ПИИ, не в полной мере отвечают интересам развивающихся стран.

Переговоры по ДИС, ратификация и процедуры имплементации требуют больших затрат времени и денег и заканчиваются неэффективными результатами. Ситуация подобна концу ХIХ столетия, когда большинство европейских стран подписывали множество двусторонних торговых соглашений. ГАТТ 1994 г. позволило мировому сообществу сохранять огромные ресурсы, обеспечивая единую, всестороннюю основу для регулирования и либерализации торговли. Отсутствие аналогичного международного соглашения и института в инвестиционной области стоит миру очень дорого. Если все члены ВТО подпишут ДИС между собой, общее их количество будет составлять приблизительно 8 тыс. соглашений.

Цель ДИС - существенно снизить риск для потенциальных инвесторов путем принятия обязательств принимающим государством по уважению свободы и прав собственности иностранного инвестора. Однако ДИС - обычно асимметричный документ, в котором налагаются обязательства на принимающее государство без определения обязательств правительства - родины иностранного инвестора или самого иностранного инвестора. Так как обычно одна подписавшаяся Сторона в большинстве случаев страна - родина инвестора, а другая Сторона - принимающее государство, асимметрия становится очевидной даже в ходе переговоров.



Содержание раздела