d9e5a92d

Заключение


Таким образом, тесная взаимосвязь и взаимозависимость валютного регулирования и международного инвестиционного права состоит, в частности, в том, что принятые государствами международные обязательства в сфере иностранного инвестирования не ограничиваются соблюдением норм валютного права, а применяются в комплексе с нормами других институтов международного инвестиционного права. Так, в случае невыплаты компенсации страховщиком инвестору, застраховавшему свои инвестиции, в частности если страховым случаем является право иностранного собственника на беспрепятственный перевод национальной валюты в свободно используемую, страхователь может обратиться за защитой своих прав в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, решение которого в соответствии со ст. 54 Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и частными лицами признается в странах - участницах как обязательное для всех государственных учреждений и лиц страны места признания.

Вторым компонентом международного механизма валютного регулирования является организационно-правовой механизм в международном инвестиционном праве, который включает в себя определенную деятельность организационного характера субъектов международного права:

1) государств - участников соответствующих соглашений: многосторонних межгосударственных договоров (Соглашение об МВФ, Вашингтонская конвенция 1965 г., Сеульская конвенция 1985 г.), двусторонних соглашений о содействии и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения;

2) международных организаций: Международный суд ООН, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Агентство по гарантиям инвестиций, Международный валютный фонд. Указанные субъекты международного права осуществляют свою деятельность посредством переговоров, конференций, судебного разбирательства. Для осуществления нормотворчества, обсуждения хода реализации действующих норм и совместного реагирования на их нарушения государства используют прежде всего переговоры. Так, в ст. 8 проекта Типового соглашения между РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений установлено, что споры между одной из Договаривающихся Сторон с инвестором другой Договаривающейся Стороны, касающиеся обеспечения беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с капиталовложениями, разрешаются путем переговоров.

В договорах о поощрении и защите иностранных капиталовложений предусматривается также, что наряду с переговорами государства проводят консультации по вопросам, касающимся толкования или применения соглашения.

Расширение сотрудничества государств в сфере международных инвестиционных отношений неизбежно ведет к усложнению организационных форм его обеспечения. Особое место занимает непосредственная оперативная деятельность международных межправительственных организаций, таких, как Международный суд ООН, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Агентство по гарантиям инвестиций, Международный валютный фонд. Они создаются для координации сотрудничества государств как по глобальным вопросам экономического сотрудничества (Международный суд ООН), так и в сфере валютного регулирования инвестиционной деятельности (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, Агентство по гарантиям инвестиций, Международный валютный фонд).

Особенностью функционирования механизма международно-правового валютного регулирования в международном инвестиционном праве является его разделение на стадии процесса реализации соответствующих правовых норм на две подсистемы - международную и внутригосударственную.

Рассматривая соотношение международного и национального механизма, необходимо отметить, что в сфере действия суверенитета и юрисдикции суверенного государства регулирование только нормами международного права может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государства.

Совокупность внутригосударственных правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям международных норм, представляет нормативный механизм реализации международных норм о гарантии перевода доходов иностранных инвесторов.



Вместе с тем государство независимо от способов осуществления международных норм во внутригосударственной системе права обязано принять необходимые меры по согласованию своего внутреннего права с обязательствами по международному праву, а именно, оно должно дополнить, изменить, отменить те внутригосударственные правовые акты, которые препятствуют выполнению обязательств по международному праву. По Уставу ООН ее члены приняли на себя обязательство "создать условия, при которых будет соблюдаться уважение к обязательствам, вытекающим из договоров" (Преамбула Устава)*(233).


Заключение

Итак, в ходе исследования было выявлено, что институт валютного регулирования в международном инвестиционном праве охватывает широкий круг вопросов, в частности распределение компетенции государства в вопросах валютного регулирования, субъектный состав участников валютных операций в инвестиционной деятельности, особенности правового режима валютных счетов организаций - резидентов, порядок купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, использование международных расчетных единиц международного и регионального характера (евро, СДР), устанавливаемые государством обязанности инвесторов по использованию иностранной валюты, допустимость установления валютных ограничений, критерии их установления, разграничение операций на текущие и связанные с движением капитала, деятельность международных организаций в сфере международного валютного и инвестиционного сотрудничества.

Изучение экономических и юридических аспектов понятий "валютные ограничения", "гарантия перевода платежей иностранных инвесторов" показывает, что ряд вопросов теории и практики в этом направлении либо вообще не находят решения, либо рассматриваются весьма противоречиво. Это обусловлено тем, что государственное регулирование валютных отношений является выражением валютной политики государства и представляет собой часть его экономической деятельности, что предопределяет широкое использование в нормативных актах отдельных экономических категорий, в частности конвертации и конверсии валюты, валютного курса.

Государства в силу действия принципа суверенного равенства являются равноправными участниками международного общения. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружеских отношений и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., понятие суверенного равенства включает в себя право каждого государства на свободный выбор и развитие своей экономической системы. Следовательно, оно обладает исключительной компетенцией при выборе форм своей валютной политики, и вмешательство в вопросы валютного регулирования может быть квалифицировано международным сообществом как нарушение принципа невмешательства во внутренние дела.

Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств являются критерием, который позволяет правильно подходить к этому. Данное положение подтверждается и тем обстоятельством, что, согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1970 г., каждое государство обязано выполнять свои международные обязательства.

Положения о порядке валютного регулировании текущих операций перенесены в область международного экономического права. Все государства - члены МВФ приняли на себя обязательство о недопущении наложения ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям. В рамках другой международной организации - ВТО - принято Соглашение ТРИМС, в котором введен запрет на введение валютных ограничений в странах - участницах ВТО. Вхождение в ВТО автоматически предполагает согласие государства на условия ТРИМС. Следовательно, государство, подписавшее международный договор, обязуется не принимать меры, которые в нем перечислены.

В рамках регионального интеграционного объединения - ЕЭС - свобода движения капитала рассматривается как одна из свобод общего рынка. При этом прямые капиталовложения подлежат прямой и безусловной защите. Все ограничения на движение платежей в валюте запрещены. В рамках ЕЭС введена единая валюта, эмитируемая Европейским центральным банком. Однако при этом необходимо учитывать, что ЕЭС как интеграционное объединение включает в себя только западные страны, находящиеся на высоком уровне экономического развития, с сильной национальной экономикой.

Как видно из рассмотренного в работе материала, данные соглашения действуют в рамках международных организаций и региональных интеграционных объединений. Поэтому в настоящее время имеется острая потребность в комплексном анализе валютного регулирования в международном инвестиционном праве, что обусловлено особенностями его правовой регламентации.



Содержание раздела