d9e5a92d

Международно-правовой механизм


Международно-правовой механизм включает в себя правообеспечительное нормотворчество, призванное обеспечить регулирование данных отношений. После подписания Соглашения об МВФ изменение валютных курсов государствами - участниками стало возможным только с санкции МВФ в целях корректировки равновесия валют. В соответствии со ст. IV Соглашения 1944 г. государства - члены Фонда принимают обязательство по проведению валютной политики, которая не допускает манипулирование обменными курсами, применение валютных ограничений. В то же время в данном нормотворчестве имеются определенные пробелы. Прежде всего государства полностью сохранили свои полномочия в области движения капиталов: они могут их контролировать, регламентировать и даже запрещать (разд. 2 ст. VI). МВФ в этой области лишен каких-либо нормативных полномочий. Платежи в форме капитала в противоположность текущим платежам остаются в компетенции государства*(231).

Использование этого принципа не ведет к созданию единой международной финансовой системы: либерализация и упорядочение сделок с использованием платежей в форме капитала проходят главным образом в рамках региональной экономической интеграции (ОЭСР, ЕЭС). Например, в Кодексе либерализации движения капиталов ОЭСР, принятом в 1961 г., все операции, подлежащие либерализации, разделены на два списка: список А и список Б. Операции, включенные в список А, не могут быть объектом новых ограничений со стороны государств - членов. Каждое государство может произвести отмену ограничений, названных в списке А. Но однажды их отменив, оно не вправе их восстановить. В то же время операции, приведенные в списке Б, в случае отмены ограничений подлежат восстановлению. Операции по созданию и ликвидации инвестиций представлены в списке Б.

В рамках Европейского сообщества свобода движения капиталов рассматривается как одна из основных свобод общего рынка. Движение капиталов включает в первую очередь прямые иностранные инвестиции. Расшифровывая понятие "движение капиталов", Сообщество определило сначала в 1960 г., а затем в 1962 г. четыре группы капиталовложений - А, Б, В и Г, - различавшиеся разной степенью либерализации. При этом прямые капиталовложения были включены в группу А и поэтому подлежали "безусловной и полной либерализации". Они нуждались, правда, в разрешении властей заинтересованных государств, но такие разрешения давались практически автоматически. Подобная практика привела к тому, что к началу 70-х гг. национальные валюты государств - членов ЕЭС стали свободно конвертируемыми.

В то же время движение капиталов не сводится к движению денег, ценных бумаг, имущества. Весьма важную роль в экономической политике государств - членов играло обеспечение свободы платежей. Данная свобода в принципе возлагает на государства - члены обязанность давать разрешения на все платежи в валюте страны, для которой предназначены льготы, в объеме, соответствующем уровню либерализации в ЕЭС движения товаров, лиц, услуг и капиталов. Свобода платежей включает также возможность свободного ввоза и вывоза банкнот для исполнения обязательств, связанных с движением товаров и услуг*(232).

Как гласит ст. 73 (б) Маастрихтского договора, все ограничения на движение капитала между государствами - членами, а также между государствами - членами и третьими странами должны быть запрещены. В рамках положений, установленных в данной главе, все ограничения на платежи между государствами - членами и третьими странами также должны быть запрещены.

Расшифровка понятия "движение капитала" дана в Директиве 88.361 от 24 июля 1988 г., в которой раскрывается его содержание. В данный термин включаются все инвестиции, как прямые, так и непрямые, а также инвестиции, касающиеся недвижимости. Кроме того, сюда относятся все операции независимо от того, идет ли речь о создании или о ликвидации инвестиций. Если применить к расшифровке термина условия Маастрихтского договора, то из этого следует, что в соответствии с правом европейских сообществ либерализуются процессы как создания, так и ликвидации инвестиций, осуществляемые не только внутри, но и за пределами Европейского сообщества.



Рассмотренные международные акты обходят стороной очень важный вопрос: осуществление портфельных инвестиций в форме "ссудного и процентного" инвестирования. Однако вследствие заметных расхождений валютных курсов различных государств могут возникнуть неустойчивые движения капиталов спекулятивного и нарушающего равновесие характера ("горячие деньги"). Недавние события (азиатский кризис 1997 г., который был одной из основных причин обвала рубля в России в августе 1998 г.) в области валютной системы со всей очевидностью показали их опасность. Такие глубокие и очень резкие сдвиги могут принять значительный размах и поставить под угрозу стабильность обменных курсов основных валют, расшатывая таким образом всю международную валютную систему.

Надлежащее руководство созданной в Бреттон-Вудсе международной валютной системой предполагает, что организация, отвечающая за его осуществление, получает широкие контрольные полномочия. Установлен международный контроль в области поддержания валютного режима и недопущения валютных ограничений. Контроль Фонда выступает как одно из основных средств обеспечения соблюдения международных обязательств. Почти ежегодно Фонд посылает в страны группы специалистов, занимающихся вместе с представителями местных властей всесторонним исследованием проводимой в стране экономической политики. Затем составляется доклад, который обсуждается Административным советом Фонда, и в присутствии представителей заинтересованной страны, с учетом их замечаний этот Совет сообщает официальное мнение МВФ о положении консультируемого члена путем вынесения решения.

Кроме того, Фонд в рамках решения своей задачи по осуществлению контроля за выполнением принятых его членами положений, касающихся валютных курсов (разд. 3 ст. IV), создал особую сеть двусторонних консультаций ("консультации в рамках ст. IV"). Средством контроля может выступить также предварительное согласие МВФ. В данном случае право на принятие решения переходит от контролируемого государства к осуществляющей контроль организации МВФ. Так, предварительное согласие Фонда обязательно при принятии решения о введении каких-либо ограничений на текущие платежи или перед применением любых дискриминационных валютных колебаний и практики множественных обменных курсов.

Таким образом, результатом контрольной деятельности являются доклады, сообщения, имеющие правовое значение. Международный контроль МВФ - это гарантия для стран, пользующихся конвертируемыми валютами. Однако этот вид конвертируемости ограничен лишь текущими платежами и не применяется к платежам в форме капитала. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы выяснить, относятся ли инвестиции к текущим сделкам или, напротив, к сделкам в форме движения капитала. Если инвестиции относятся к первой категории, они оказываются под защитой международного права и, следовательно, не могут быть подвергнуты ограничениям заинтересованным государством или государствами без предварительного согласия МВФ. Если же инвестиции рассматриваются как сделки в форме движения капитала, они выходят из-под сферы регулирования международного права и полностью подпадают под правовой режим государства - реципиента иностранной собственности.

Существуют разнообразные способы воздействия государства на иностранные инвестиции начиная от регламентации процедуры допуска и функционирования инвестиций и кончая мерами по защите суверенитета (конфискация или замораживание иностранных счетов, национализация), а также наиболее часто применяемый способ-ограничение (мораторий) обмена валюты.

В данной ситуации вопрос предоставления гарантии иностранному инвестору беспрепятственного перевода своих доходов зависит от международного контроля МВФ, который, однако, осуществляется только в области ограничения обмена валюты. Таким образом, указанная гарантия должна предоставляться при соблюдении двух условий. С одной стороны, принимающая страна должна быть членом МВФ, с другой - ограничение в области обмена валюты должно соответствовать предписаниям Фонда и быть им одобренным. На их основе международной организацией - МВФ - могут быть приняты соответствующие решения - правоприменительные акты.

Правоприменение представляет собой обязательный элемент международного механизма валютного регулирования в международном инвестиционном праве. Под данным термином автор понимает основанную на нормах международного права деятельность государства, международных организаций по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях. В соответствии с разд. 2 ст. ХХVI Соглашения 1944 г. если государство - член не выполняет обязательства по поддержанию валютного режима и продолжает применять валютные ограничения, то к нему могут быть применены санкции, в частности может быть объявлено, что страна, о которой идет речь, не допускается к использованию денежных средств Фонда. Наконец, если государство - член упорно отказывается от какого-либо сотрудничества с МВФ, оно может быть исключено из организации (разд. 2б ст. ХХVI); такие дисциплинарные санкции были применены в 1954 г. к Чехословакии. В 1997 г. эта процедура начата в отношении Судана, но была прекращена в результате выполнения требований Фонда.



Содержание раздела