Таким образом, государства предприняли усилия по расширению сферы действия ГАТТ для регулирования международных инвестиций, направленные на создание либерального режима международной торговли*(203).
В то же время отношение развитых и развивающихся стран к ТРИМС различно. Общая позиция развитых государств в отношении ТРИМС строится на оценке этих мер как вносящих ограничения на пути товарных инвестиционных потоков, которые в целом препятствуют развитию торговли и, по существу, являются нерыночными методами регулирования. Они считают, что есть противоречие между ГАТТ 1994 г. и ТРИМС, и последнее не согласуется с концепцией либерализации движения капитала*(204).
Страны, применяющие указанные ограничения, особенно развивающиеся, обосновывают их использование тем, что по своему характеру эти меры направлены на регулирование иностранных инвестиций с целью обеспечения национальной безопасности, а это прерогатива государства и атрибут неотъемлемого суверенитета*(205). Ссылаясь на большую потребность в иностранных инвестициях, они настаивали на том, что определенные инвестиционные меры необходимы им в целях достижения "национальной политики развития". Развивающиеся страны заявляли, что они смогут устранить использование ТРИМС, устранив конкуренцию со стороны ТНК. Они оценивают ТРИМС в качестве эффективного механизма, содействующего их экономическому развитию и препятствующего осуществлению дискриминационной политики со стороны ТНК. Позиция развивающихся стран такова, что государство вправе применять ТРИМС к ТНК.
Как отмечает Л.И. Волова, "опасения развивающихся стран частично оправданы, поскольку ТНК в случае ослабления национального контроля за их деятельностью зачастую наносят вред экономике стран их места базирования"*(206). Действительно, ТНК способны влиять на любые изменения в области экономической политики и устанавливают своего рода контроль на рынке капитала страны, в который осуществляются капиталовложения*(207).
Позиция развивающихся стран имеет закрепление и в нормативных актах международного права. В ст. 2 Хартии экономических прав и обязанностей государств установлено исключительное право государства по контролю и регулированию деятельности ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции. Данный документ содержит общепризнанную обычноправовую норму и является обязательным для всех государств - членов ООН, так как принят Генеральной Ассамблеей ООН*(208).
Поэтому к данному положению полностью применима ст. 103 Устава ООН, в соответствии с которой "в том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу"*(209). Следовательно, использование ТРИМС по отношению к ТНК представляется правомерным со стороны развивающихся государств.
Применение ТРИМС на практике помогает избежать тех отрицательных последствий, которые наступают из-за отсутствия международно-правовых принципов, регулирующих иностранные инвестиции. О.Р. Гусейнов, анализируя данное Соглашение, отмечает, что в нем устанавливаются минимальные условия для реальной защиты иностранных инвестиций. Оно является первым в международном праве многосторонним Соглашением, возлагающим на государства - участники обязанности по обеспечению в рамках своего национального законодательства защиты иностранных инвесторов и принятию определенных шагов для улучшения экономической ситуации и содействия развитию экономики принимающей страны*(210).
Сложность заключается в том, что использование мер инвестиционного регулирования способствует экономическому развитию государств, принимающих инвестиции, но в то же время эти меры вступают в противоречие с принципами свободы международной торговли. Установление принципов регулирования в рамках ВТО без учета права развивающегося государства на применение к ТНК инвестиционных мер не будет способствовать экономическому росту, а может усилить различия между промышленно развитыми странами и развивающимися*(211).
Поэтому необходимо на международном уровне выработать единые стандарты регулирования инвестиционной деятельности, в противном случае просто снятие инвестиционных барьеров может нанести ущерб развивающимся странам - наименее защищенным участникам международного торгового оборота.
Резюмируя вышеизложенное о функционирующих на современном этапе международных кредитных и валютных организациях, отметим, что правовые основы деятельности этих институтов создают условия для организации кредитного содействия странам, испытывающим потребности в получении кредитных ресурсов для экономического и социального развития. В настоящее время устанавливается система глобального валютного регулирования на наднациональном уровне. Функционируют коллективные валюты как на международном уровне (СДР), так и на региональном (евро). Данные факты свидетельствуют об усилении влияния международно-правового регулирования на финансовые потоки, связанные с иностранными инвестициями.
Сегодня объективно необходимо обеспечить во внутригосударственных правовых системах унифицированное регулирование вопросов введения валютных ограничений, четко и недвусмысленно определить понятие "валютные операции, связанные с движением капитала".
МВФ через систему своих принципов и норм изымает под свое регулирование часть внутригосударственной компетенции в сфере валютного регулирования и ставит под международно-правовой контроль этот режим в государствах - участниках МВФ. Благодаря этому размываются административные и экономические границы государства, сужается сфера государственного суверенитета. Происходит универсализация правового режима в международной валютной системе. Международное право в этой сфере приобретает примат над правом внутригосударственным.
Международная валютная система - часть международной системы, которая в эпоху глобализации становится целостной и все более полисистемной. По мнению В.М. Шумилова, такой глобальный социальный организм должен регулироваться и соответствующей правовой надстройкой. И эта надстройка формируется в виде глобальной правовой системы, которая состоит из внутреннего права государств, международного права, наднационального права. Качественное единство этих компонентов представляет собой прообраз глобальной правовой системы*(212).
В настоящее время формируется право МВФ, которое носит по некоторым проблемам наднациональный характер.
Так, СДР - это право на получение и специальное использование иностранной валюты. Этому праву соответствует обязательство о предоставлении кредита стране - участнице соглашения. Такая связь с национальной валютой указывает на симбиоз международных и валютных элементов, воплощенных в рассматриваемом валютном инструменте. Они выполняют роль масштаба цен при обмене СДР на национальные валюты.
Важность данного инструмента применительно к рассматриваемой гарантии перевода доходов и недопущения установления валютных ограничений на свободное использование валютных ценностей заключается в том, что государство - участник МВФ принимает на себя обязательство по соблюдению общего валютного режима.
Поэтому в случае принятия на себя государством - участником МВФ данных обязательств риск введения валютных ограничений для иностранного инвестора будет снижен. В случае дефицита платежного баланса методы корректировки валютного курса путем ревальвации или девальвации национальной валюты с использованием валютных ограничений будут нарушением международных обязательств государством - участником соглашения о МВФ.
Есть еще один важный фактор, позволяющий сделать вывод о необходимости исследования вопросов валютного регулирования в контексте глобализации мировой экономики. С принятием государством обязательств по соглашению об МВФ отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с другими государствами - участниками двусторонних инвестиционных договоров. Таким образом, МВФ наряду со Всемирным банком и ВТО будет способствовать формированию современной институционной структуры международного экономического сотрудничества.
Глобализация планетарных процессов, с которой связана главная тенденция развития международного права, наиболее заметно проявляется, по мнению Генерального секретаря ООН Кофи Анана, в расширении потока товаров, финансовых средств, деятельности транснациональных корпораций*(213).
Поэтому исключительно важная роль принадлежит деятельности наднациональных структур, которые гарантируют физическим и юридическим лицам государств, являющихся членами данных организаций, более высокий уровень стабильности их прав, так как по своей инициативе без согласования с международной организацией вопроса, отнесенного к ее компетенции, государство не вправе принять решение об изменении соответствующих правил.
В.М. Шумилов анализируя современные проблемы международного экономического права, отмечает: ":главное противоречие современной эпохи - это противоречие между государственной формой организации общества и глобализацией мировой экономики"*(214).