d9e5a92d

Взрослые нуждаются в специальном процессе обучения.



  1. Взрослые нуждаются в специальном процессе обучения. Они считают, что учащиеся играют зависимую роль, и ожидают, что ими должен руководить наставник. Но в то же время взрослые привыкли брать на себя ответственность за свои собственные действия, и по этой причине у них иногда могут возникать негативные чувства, препятствующие обучению. Ноулз предлагает решение этой проблемы с помощью использования интерактивных методов, которые возлагают на учащихся максимум ответственности за собственное обучение (чему, кстати, и посвящена вся наша книга!).
  2. Взрослые обладают более обширным и разносторонним опытом, чем дети. Это не отрицает того факта, что опыт детей тоже можно рассматривать как разносторонний и обоснованный. Например, проводились эксперименты, которые показали, что ученики начальной школы, используя свой опыт общения с учителями, способны безошибочно охарактеризовать нового преподавателя. И все же, поскольку взрослые прожили дольше, у большинства из них накоплен больший, качественно иной опыт, нежели у подрастающего поколения, и методы обучения для взрослых обязаны учитывать этот фактор. В этом заключается еще один аргумент в поддержку индивидуализации их обучения посредством методов, опирающихся на жизненный опыт.
  3. Готовность учиться. Большинство взрослых людей имеют достаточно сильную мотивацию для учебы, когда прогнозируют практические преимущества получения новых знаний. Часто здесь присутствует и финансовый мотив, так как обучение оплачивается либо из собственных средств, либо работодателем.
  4. Ориентированность на обучение. Эта черта связана с предыдущим пунктом. Взрослые склонны рассматривать обучение как процесс приобретения квалификаций, которые позволят им добиться большего успеха в профессиональной и личной жизни. Поэтому наиболее эффективными представляются методы обучения, основанные на практических действиях.

Финкель (Nadler and Nadler, 1990, ch. 4, pp. 1-26) приводит четыре составляющих, способствующих успешному обучению.
1. Сама программа, куда входят определение необходимых предметов и разработка оригинальной методики.

  1. Компетентные тренеры: инструкторы, лекторы или преподаватели, которые проводят программу обучения. В упражнении 41 приведены алгоритмы, развивающие навыки презентации для тренеров. В упражнении 42 рассматриваются примеры ситуаций, иллюстрирующие, как можно успешно справляться с каверзными вопросами неудобных участников тренинга.
  2. Организация процесса обучения.
  3. Атмосфера обучения, т. е. соответствующая обстановка, в которой будет проходить обучение.



Финкель утверждает, что обстановка для эффективного обучения должна отвечать следующим критериям.

  • Настраивать участников на переход из мира повседневной работы в другой, дружественный и привлекательный для них мир (р. 5), где они смогут на время освободиться от привычных забот, волнений и проблем. Финкель считает, что такая раскрепощенная атмосфера, при которой люди могут заниматься самоанализом, размышлять и познавать новое, должна поддерживаться в течение всего процесса обучения.
  • Повышать концентрацию внимания участников и способствовать более глубокому осмыслению программы. Примерами того, как этого можно добиться, являются способы снижения усталости и устранение отвлекающих моментов.
  • Способствовать активному взаимодействию участников тренинга, при этом не следует выходить за рамки их личного комфортного состояния. Поэтому, не выделяя кого-то особо, необходимо предоставить каждому обучающемуся возможность внести нечто свое, уникальное, в развитие обстановки, располагающей к обучению. Существенной частью этого процесса является неформальное общение во время перерывов.
  • Нельзя слишком долго удерживать участников тренинга в аудитории, где они пассивно сидят за столами. Необходимо периодически предоставлять обучающимся возможность расслабиться и размяться. Если в здании имеются условия для отдыха (игры, бассейн и т. п.), следует поощрять участников воспользоваться этими возможностями.
  •  


• Следует способствовать максимально эффективной работе тренера, что включает в себя:

  • обеспечение контроля доступа к выключателям света и управлению оборудованием;
  • удобную для работы мебель;
  • регулируемые системы кондиционирования, обогрева и вентиляции.

Практикующий тренер должен уметь создать как физический, так и психологический климат, способствующий процессу обучения. Некоторые теоретики считают, что успешность обучения, в основном, зависит от внешней обстановки, но мы думаем, что подобное утверждение несколько преувеличено. Например, Ноулз (Nadler and Nadler, 1990, ch. 6, p. 14) эмоционально заявляет:
Богатый на идеи мозг человека просто не способен был создать обстановку для обучения, которая меньше бы способствовала обучению, чем типичная классная комната с рядами стульев и расположенной перед ними кафедрой. Подобная обстановка указывает каждому, кто входит в комнату, что здесь играют по правилам одностороннего движения...
Малкольма Ноулза можно упрекнуть не только в запальчивости выражений, но и в скудости воображения. Его довод, заключающийся в том, что одностороннее движение не способствует обучению (т. е. изменению в поведении), не имеет под собой оснований. Однако обстановка классной комнаты, как он ее описывает, тождественна обстановке в театре во время спектакля, а драматическое искусство с незапамятных времен считалось весьма мощным средством воздействия.

В реальной жизни риторика демагога тем более способна изменить поведение масс, о чем свидетельствуют хотя бы выступления Гитлера в Германии в 1930-х годах.
Даже если вы не предполагаете читать лекции, обстановку лекционного зала можно использовать для демонстрации материалов или проведения обсуждений. У тренера не всегда будет возможность выбрать помещение для занятий, но следует научиться творчески адаптировать для своих нужд ту обстановку, которая будет предоставлена. Примером может служить описание того, как в лекционном зале с амфитеатром неподвижных парт проводить интерактивную игру Выбирай, по правилам которой участникам нужно разделиться на небольшие команды (Kristopher and Smith, 1987, pp.

15-20).

Создание максимально удобной для обучения обстановки почти полностью зависит от вас! Естественно, существуют определенные внешние условия, при которых почти никто не может заниматься продуктивно, например излишний шум, чрезмерная жара или холод. Нам, к примеру, никогда не удавалось эффективно работать на свежем воздухе, хотя мы неоднократно пытались заниматься с группами, расположившись на траве, под деревом или еще где-нибудь на природе.

Свежий воздух больше подходит для походов или упражнений, предполагающих выход в свет, но исходя из нашего опыта обсуждения непременно следует проводить в закрытом помещении, где участники могут делать заметки, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг. Разминочное упражнение 37 помогает определить основные факторы, влияющие на создание располагающей к сближению и взаимопониманию обстановки в аудитории.
Ниже приводится краткий список приемов процесса обучения, заимствованных из преподавательской практики:

  • лекция;
  • объяснения, записанные на доске;
  • вопросы и ответы;
  • демонстрация;
  • использование аудиовизуальных средств;
  • компьютерное обучение;
  • обсуждение в малых группах;
  • различные упражнения;
  • игры, в том числе ролевые;
  • походы.

Упражнение 40 помогает развить навыки разработки структуры программы обучения, включая определение ее шагов и этапов.
Независимо от конкретных методов обучения для конкретной программы вам необходимо создать в аудитории атмосферу взаимоуважения. Некоторые тренеры склонны недооценивать значение этого фактора, например, настаивая на проведении веселых игр типа давайте познакомимся, в то время как участники, по своей культурной ориентации или какой-либо другой причине, не настроены на такое навязываемое им сближение. При выборе интерактивных методов обучения также необходимо учитывать особенности национальных культур,

поскольку у представителей многих народов мысль о том, что придется рассказывать о себе перед незнакомой аудиторией, вызывает смущение или даже страх.
Насколько вам удастся создать климат взаимоуважения, сотрудничества, поддержки, доверия, открытости и активной коммуникации, зависит от людей в группе, с которой вы работаете, общей обстановки (включая специфику изучаемого материала) и вашего собственного характера. В упражнении 38 обыгрывается подготовка программы обучения.
Оценка
Программы развития кадров (ПРК) обычно проводятся только в том случае, когда удается получить ощутимые результаты. Поэтому если вы не знаете, как оценить результативность вашего обучения, то, наверное, лучше пересмотреть первоначальный вариант и включить в него, по крайней мере, один метод для оценки результатов программы с точки зрения ее содержания, презентации и результатов. Мы полагаем, что любой специалист по обучению УП должен стремиться оценить результаты своих усилий в этих трех областях. Такая оценка существенно дополняет весь процесс проведения программ развития персонала и обосновывает их продолжение, поскольку:



Содержание раздела