d9e5a92d

Техника безопасности


  • оценка программы покажет, были-ли достигнуты ее цели;
  • вы сможете определить слабые и сильные стороны программы;
  • вы сможете определить соотношение затрат и полученных выгод;
  • вы сможете решить, кто должен участвовать в будущих программах;
  • вы узнаете, на какие основные моменты следует делать акцент в программах на закрепление знаний;
  • вы сможете собрать данные для облегчения маркетинга будущих программ.

Дональд Киркпатрик (Kirkpatrik, 1975) еще в 1975 году разработал модель, которая предусматривает следующие четыре уровня оценки.
1. Реакция: понравилась ли программа участникам обучения? Что им не понравилось в содержании программы и поведении тренера?

  1. Обучение: чему они научились?


  2. Поведение: каким образом изменилось их поведение в результате участия в программе?
  3. Результаты: насколько изменение их поведения принесло пользу компании?

Филлипс и Чагалис (1990) отмечают, что реакция участников часто является критическим фактором для принятия решения, имеет ли смысл проводить программу с другими группами. Поэтому, наверное, в ваших же интересах попросить участников заполнить по окончании программы обучения листки отзывов, хотя бы для того, чтобы сравнить число положительных и отрицательных отзывов.
Оценка качества обучения представляется более сложной, нежели измерение реакции обучающихся. Оценка должна быть объективной и измеримой и может включать в себя письменное тестирование, построение диаграмм обучения, отработку навыков и деловые игры. Всегда нужно иметь в виду, что на реальное поведение на работе влияют множество других факторов, одним из которых может и должна являться ваша программа обучения.

В связи с этим в вашу систему оценки необходимо включить первоначальное тестирование и контрольную группу.
Когда дело касается оценки результатов, в частности того, какую пользу получила от проведения обучения компания, не забудьте о снижении затрат, повышении производительности труда и улучшении качества работы. Это предполагает сбор данных до и после проведения обучения, а также анализ произошедших положительных изменений. Филлипс и Чагалис (1990) выделяют два основных вида оценочных данных: количественные и качественные. Эти авторы полагают полагают, что количественные данные (относящиеся, например, ко времени, затратам, качеству или производительности труда, такие как дополнительные часы, снижение затрат, количество брака) довольно легко измерить и подсчитать. Также не слишком сложно выразить в денежном отношении такие данные, как количество реализованного товара.

Количественная оценка объективна, обеспечивает общий критерий оценки деятельности организации и имеет большой вес в глазах руководителей компании.
Виды качественных данных включают в себя организацию трудовой деятельности, микроклимат в коллективе, приобретение новых навыков, продвижения и карьерный рост, проявляемую инициативу.

Все они в большей или меньшей степени имеют значение для сотрудников, но руководство высшего звена часто не слишком доверяет таким данным.
Ниже перечислены распространенные методы получения качественных и количественных Данных.
Тесты, включая предварительные и итоговые тесты, устные экзамены, письменные экзамены, написание эссе, объективные тесты, тесты на выполнение норм и т. п.
Обратная связь с участниками тренинга. Мы возвращаемся к листкам-отзывам, которые, наверное, являются самой распространенной и вместе с тем самой ненадежной формой оценки. Тем не менее исследования показывают прямое соотношение между положительными отзывами в конце обучения и реальным улучшением ситуации в процессе трудовой деятельности.
При проведении длительных программ обучения полезно проводить текущие оценки. Таким образом вы сможете попытаться вычислить рейтинги курсов. В листке отзывов вы также можете задать несколько вопросов количественного характера, например вопрос относительно снижения затрат.
Пожалуйста, подсчитайте, сколько средств в результате вашего обучения сможет сэкономить ваша компания за год, - например, с учетом повышения производительности труда, усовершенствования методов, снижения затрат и т. п. Выразите в процентном отношении степень уверенности в правильности ваших расчетов (0 = уверенности нет; 100 = полная уверенность).
Количественная оценка может помочь вам оценить, насколько эффективно вы (или другие) разработали и провели программу обучения. Тем не менее важно избрать подходящий метод оценки. Например, предположим, что вы включили в программу много материала, касающегося половой дискриминации и способов избежать ее на •работе, но результаты тестов по этому вопросу оказались довольно низкими.

В таком случае можно предположить, что либо обучающий материал не был правильно преподнесен, либо был подобран неподходящий тест.
Й, наконец, следует помнить, что хорошо разработанная и проверенная на практике программа обучения имеет коммерческую ценность для ее создателя (или заказчика). В упражнении 39 показано, •какие проблемы могут иметь место в случае возникновения споров по поводу авторских прав. Тема владения интеллектуальной соб-

ственностью поднималась в главе 5, где приводился довод, что производственные разработки являются одним из аспектов производственных отношений и могут приводить к крупным спорам между юридическими и физическими лицами.
Резюме
В этой главе рассматривается ценность интерактивных методов в программах обучения и указываются некоторые источники, в которых разработаны эти методы. Здесь говорится об обучении взрослых, перечисляются 4 необходимых составляющих для создания успешной программы обучения и приводится описание обстановки, максимально эффективной для проведения обучения, основных приемов обучения, а также говорится о необходимости создания климата взаимоуважения в группе. Рассматриваются четыре уровня оценки обучения и некоторые общепринятые методы оценки, а также кратко упоминается о коммерческом аспекте разработки программ обучения.

Техника безопасности (ТБ)
Программы по ТБ рассматривают меры, призванные защитить людей от любых опасностей, которые могут возникать в процессе работы в данной организации. Меры по охране здоровья и экологической безопасности включают в себя производственную гигиену, профилактику и лечение профзаболеваний, а также контроль за воздействием на окружающую среду и рассматриваются в программах по охране здоровья и окружающей среды. Предупреждению несчастных случаев и контролю за организацией производства посвящены программы по обеспечению безопасности на производстве.
Во многих странах и даже в различных регионах одной страны могут действовать разные нормы по ТБ. Вам будет необходимо ознакомиться с законодательством, действующим в том регионе, где вы собираетесь проводить программу обучения. Разминрчное упражнение 43 должно помочь участникам тренинга определить приоритеты в программах по охране труда и здоровья, которые не ограничиваются рамками только требований законов.
Когда мы проводим программы обучения по ТБ, мы в первую очередь подчеркиваем важность системного поиска закономерностей в случайных, казалось бы, совпадениях, независимо от того, являются ли они в действительности причиной несчастных случаев, потерь или нанесением ущерба. Если менеджеры внимательно следят за

подобными закономерностями (например, можно обнаружить, что большинство несчастных случаев на каком-либо рабочем месте происходили ближе к вечеру), то, по крайней мере, у них появляется возможность разработать развернутый план предупреждающих мер, которые могут включать в себя, к примеру, регулярную проверку систем вентиляции с целью убедиться, что в течение рабочего дня на этом месте не становится душно.
Мы призываем менеджеров не только своевременно реагировать на инциденты по факту их возникновения, но постоянно находиться в состоянии боевой готовности. Несколько лет назад, когда мы сотрудничали с одной авиалинией, командир эскадрильи сообщил нам, что авиакатастрофы никогда не происходят по какой-то одной причине, но всегда обнаруживается цепь мелких неполадок или допущенных ошибок, которые в итоге явились следствием трагедии. Есть такой детский стишок:
Не было гвоздя - подкова пропала. Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит, Конница разбита, армия бежит, Враг вступает в город, пленных не щадя, - Оттого, что в кузнице не было гвоздя.1
В Великобритании базовым требованием ТБ является правило, по которому комиссия по ТБ (или другие заинтересованные стороны) должны проводить оценку уровня риска на конкретном рабочем месте. Профессиональные заболевания и несчастные случаи неизменно являются результатом многих факторов, которые необходимо выявлять. Большинство из них прямо или косвенно указывают на разрыв в цикле управления, заключающийся в недостаточном контроле, недостатках в разработке средств производства, технологического оборудования и/или вентиляционных систем, а также пробелах в обучении персонала.

Политику по ТБ должны формировать руководители высшего звена, а начальники на местах - нести ответственность за здоровье и безопасность работников, которые находятся у них в подчинении.



Содержание раздела