d9e5a92d

Репертуарная решетка.


п. Участники могут по своему усмотрению выбрать какой-нибудь несложный вид работы, с условием, что такое решение будет принято ими единогласно. Выдайте каждой команде примерно по шесть карточек для заполнения и письменные принадлежности. Объясните, что каждую трудовую операцию избранной работы нужно записывать на отдельной карточке. Пусть этим займется добровольно вызвавшийся представитель команды, который будет выполнять функции ее лидера. Отведите около 10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, возникшие у участников тренинга.

Если карточки у команд закончатся, выдайте им дополнительные карточки. При необходимости можете давать подсказки, но подчеркните, что это коллективное упражнение, т. е. каждая команда должна достигать соглашения по поводу составляющих трудовых операций.

7. Когда отведенное на первое задание время подойдет к концу, со-
берите все карточки и перемешайте их в одной стопке. Попросите
трех лидеров команд по очереди выбрать наугад из стопки одну
карточку и зачитать вслух то, что на ней написано. Если содержа-
ние записи будет в основном повторять предыдущую карточку, ее
следует отложить в сторону и вытянуть другую. Если на карточке
будет записано более одной трудовой операции (например, эле-
мент планирования и осуществления), удалите ее из стопки. Если
участвуют всего 1 или 2 команды, одному из лидеров придется
тянуть карточки несколько раз. Если у вас больше 3 команд, вы-
берите 3 лидеров по своему усмотрению.


  1. Повторите шаг 7, пока не будут описаны все три вида трудовых операций (планирование, выполнение и контроль) на трех различных карточках. Попросите одного участника тренинга разместить их на доске.
  2. Соберите все карточки, кроме тех, которые уже были выбраны или отложены. Перемешайте их и начинайте весь процесс снова, пока не будут обсуждены все операции, перечисленные всеми командами, и не будут установлены критерии оценки по каждой из них.

Обсуждение. Начните краткое обсуждение, чтобы убедиться, что все участники понимают цель упражнения, заключающуюся в определении элементов поведения (планирование, выполнение и контроль) при разработке трудовой операции, которые будут указывать, насколько эффективно выполняется работа.
Обсудите, каким образом можно использовать эти данные при проведении аттестаций и оценки потребностей в обучении. Именно на них основывается определение потребностей в обучении (например, потребность в обучении правилам безопасности при использовании электрического оборудования).
Прибавило ли выполнение упражнения уверенности членам команд для выявления объективных методов аттестации на их рабочих местах?
Заключение. Объясните значение названия игры Репертуарная решетка. Оно основывается на работе Дж.

Келли, автора труда Психология личностных отношений (Kelly, 1955), в которой рассматриваются личностные и индивидуальные методы оценки окружающей действительности и показана необходимость выходить за эти рамки с целью найти объективные методы оценки способов выполнения работы.

29. Кроссворд
Кроссворд на тему Аттестация
Необходимое время. Около 30 минут.
Цель. Побудить участников тренинга задуматься об аттестации результатов работы.
Размер группы. Небольшие команды по 2-5 человек.
Условия проведения. Составьте простейший кроссворд на тему Аттестация. Подготовьте копию кроссворда для каждого участника и небольшой приз для победителя.
Проведение

  1. Объясните, что задача заключается в решении кроссворда об аттестации работы.
  2. Выдайте каждому копию кроссворда для решения.

Обсуждение. Если через 15 минут никто не закончит решение кроссворда, помогите участникам тренинга.
Заключение. Первого человека, полностью решившего кроссворд, можно попросить объяснить ответы остальной группе.

30. Некролог
Анализ ситуации и написание сочинения по теме Аттестация
Необходимое время. Около 1 часа.
Цель. Повысить точность в письменных Vтчетах по результатам проведения аттестации.
Размер группы. От 2 до 35 человек.
Условия проведения. Необходимо обеспечить условия для написания сочинения. Подготовьте копию материала Некролог для каждого участника тренинга.
Проведение

  1. Объясните цель упражнения: участникам тренинга необходимо написать небольшой (примерно 150 слов) некролог на произвольно выбранного человека (не обязательно умершего, при желании можно составить некролог на самого себя) по выданному образцу. Цель - объективно оценить достижения человека.
  2. Раздайте копию образца некролога каждому участнику.
  3. Отведите примерно 30 минут на то, чтобы каждый смог ознакомиться с образцом и написать чей-нибудь некролог.

Обсуждение. Попросите всех участников по очереди прочитать свои сочинения вслух. Отведите несколько минут на обсуждение каждого некролога и задайте группе следующие вопросы.

  • Приводилась ли в тексте конкретная информация, т. е. были ли упомянуты все основные заслуги этого человека?
  • Была ли информация объективна, т. е. свободна от предрассудков?
  • Какое общее впечатление сложилось у группы об этом человеке?

Заключение. Попросите группу провести сравнение между фактами, изложенными в некрологе, и оценкой результатов работы живого человека, который может с ней ознакомиться.

Раздаточный материал
НЕКРОЛОГ
Некролог
Из Weekly Telegraph, 4-10 мая 1994 АЛЬБЕРТСЭЙВИН
Альберт Сэйвин, скончавшийся в возрасте 79 лет, был одним из лучших чревовещателей Британии в 1940-1950-х годах, когда его кукла Дейзи Мэй считалась национальной знаменитостью.
Альберт Сэйвин родился в лондонском районе Саутворк 27 мая 1914 года, самостоятельно научился чревовещанию в возрасте семи лет и еще подростком давал любительские представления. В 16 лет он поступил учеником наборщика в типографию.
Но он лелеял мечты стать профессиональным чревовещателем, и в мае 1940 года состоялся его дебют на сцене Колизея в Портсмуте. Через пять недель после представления Сэйвин вступил в королевскую артиллерию, а еще через шесть недель попал на целый год в госпиталь, став первой жертвой в своем полку. Чтобы ускорить выздоровление, врачи принесли в палату его куклы, и Альберт прямо на больничной койке устраивал свои представления.

Чтобы избавиться от последствий ранений, ему пришлось учиться правильно контролировать свое дыхание, что помогло ему в дальнейшем стать прекрасным чревовещателем.
Первый большой шанс в шоу-бизнесе был предоставлен Сэйвину в 1943 оду, когда его ангажировал театр Стрэтхэм-хилл, затем последовали дальнейшие предложения. Персонажами Сэйвина были говорящая собака, кукла Дейзи Мэй и ее жених Энди Спекулянт. Дейзи Мэй стала такой знаменитой, что на нее даже выписывали продуктовые карточки.

Однако артисту не слишком нравилось то, что куклу знали лучше, чем его самого. Закончив выступления на сцене, Сэйвин стал театральным агентом. В последний раз он появился на экране в 1987 году в шоу фокусника Пола Дэ-ниелса.
Во время его бракосочетания с манекенщицей Эдвиной Ли в 1947 году подружкой невесты была кукла Дейзи Мэй.

31. Головоломка
Разминочное упражнение
для анализа потребностей в обучении
Необходимое время. Около 30 минут.
Цель. Провести стратегический обзор, как оценивать потребности в обучении.
Размер группы. От 3-5 до примерно 20-25 человек.
Условия проведения. Классная комната. Сделайте необходимое количество копий таблицы и раздайте по одному экземпляру каждой команде из 3-5 человек.

Разрежьте каждый экземпляр на 15 квадратов, как это показано на странице справа, и оставьте себе образец таблицы.
Проведение

  1. Объясните цель упражнения.
  2. Выдайте каждой команде комплект квадратов.
  3. Отведите командам 10 минут на то, чтобы они собрали квадраты. При необходимости давайте подсказки.
  4. Когда головоломки будут собраны, начните обсуждение видов деятельности, показанных на диаграмме.
  5.  


Обсуждение. Показывает ли приведенная иллюстрация тот тип оценки потребностей в обучении, который используется в организациях участников? Если да, то какое между ними сходство?

Если нет, то каковы различия?
Упражнение создавалось с целью вовлечь участников тренинга в процесс обсуждения и обдумывания стратегических составляющих анализа потребностей в обучении. Удалось ли этого достичь?
Заключение. Попросите всех участников по очереди (или нескольких человек по вашему усмотрению) рассказать, какой, по их мнению, самый важный фактор при проведении оценки потребностей в обучении и почему.


32. Суровый начальник
Упражнение для начала дискуссии по теме Определение потребностей в обучении
Необходимое время. Около 30 минут.
Цель. Найти подходящие ответы для менеджеров, которым предлагают организовать программы обучения для сотрудников.
Размер группы. По вашему усмотрению (минимальное количество - 3 человека).
Условия проведения. Классная комната. Подготовить каждому участнику копию материала для ведения дискуссии.
Проведение

  1. Объясните участникам тренинга цели упражнения. Руководители курсов обучения часто получают предложения об организации программ, целью которых является помощь в решении проблем по обеспечению качества работы или увеличению производительности труда в компании. Они должны проводить анализ подобных предложений для выработки действенной концепции обучения (например, причиной может быть низкое качество, устаревшее оборудование, а не недостаточная квалификация оператора).
  2. Раздайте материалы для обсуждения.Попросите всех участников ознакомиться с ними и обсудить с соседями по столу или членами своей команды (в зависимости от того, каким образом они рассажены). Отведите на это задание около 10 минут.
  3. Проведите общее обсуждение. Попросите нескольких участников кратко представить комментарии их команд.

Обсуждение. По каким критериям можно решать, действительно ли предложение об организации программы обучения представляет истинную потребность в обучении сотрудников этой компании?
Заключение. Попросите участников в качестве примеров поделиться с остальными анекдотами, реальными историями или происшествиями, чтобы проиллюстрировать вопросы, поднятые во время дискуссии.




Содержание раздела