d9e5a92d

Программы по технике безопасности и охране здоровья


41. Публичные выступления
Упражнение для развития навыков самопрезентации
Необходимое время. От 30 до 45 минут.
Цель. Улучшить навыки подачи информации.
Размер группы. Небольшие команды по 3-5 человек.
Условия проведения. Классная комната. Для каждого участника подготовьте по одному экземпляру Памятки и Рекомендаций для домашней работы.
Проведение

  1. Объясните участникам тренинга, что суть этого упражнения - улучшить навыки публичных выступлений.
  2. Кратко обсудите преимущества лекции как метода обучения, особенно в том случае, если лектор умеет правильно подавать материал и за короткое время передать большое количество информации.
  3. Объясните участникам тренинга, что их задача состоит в том, чтобы один человек в каждой команде (или все ее члены, если участников мало) должен представить классу трехминутную лекцию на произвольно выбранную тему.
  4. Раздайте каждому участнику по одному экземпляру Памятки.
  5. Отведите на подготовку около 20 минут.
  6. Попросите по крайней мере 3 человек ознакомить аудиторию с краткими тезисами своей лекции. Коротко представьте каждого оратора. Если вы лично не знакомы с участниками тренинга, предварительно задайте им несколько вопросов (имя, род занятий, настоящее место работы, откуда они приехали).



Обсуждение. Насколько удалось участникам придерживаться инструкций? Поощряйте участников высказывать свои замечания или новые предложения относительно выданных инструкций.
Заключение. Вы можете рассказать участникам тренинга историю, основанную на собственном опыте публичных выступлений, или же попросить кого-то из них поделиться своим подобным опытом. В конце занятий выдайте каждому участнику по одному экземпляру Рекомендаций работы для дома.

Часть II. Обучающие упражнения по управлению персоналом
Раздаточный материал
ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Памятка из 18 пунктов для публичных выступлений

  1. Первое впечатление является весьма существенным. Не забудьте приветливо улыбнуться аудитории и поблагодарить человека, который вас представит, обращаясь к нему, если это уместно, по имени. Попробуйте рассказать какую-нибудь забавную историю, которая выгодно характеризует этого человека, нечто вроде того, как ему блестяще удалось решить возникшую в последний момент проблему. Мы были свидетелями, как одна выступающая поведала о том, что организатор мероприятия только что примчался на такси из гостиницы, куда он ездил за ее очками для чтения, без которых она не могла разобрать ни слова из своих заметок.
  2. С уважением относитесь к своим слушателям. Но если вы не японец, не следует извиняться перед ними за то, что вы недостойны к ним обратиться. Однако вы можете позаимствовать у представителей этой страны некоторые правила японской вежливости, поблагодарив вашу аудиторию за их готовность выслушать вас и отметив их значимость. Например, если аудиторию представляют одни гинекологи, можно пошутить, что в течение последующего часа вряд ли какой-нибудь ребенок осмелится появиться на свет, так как все ведущие специалисты-акушеры находятся сейчас здесь.
  3. Визуальный контакт. Когда вы обращаетесь к слушателям, лучше смотреть им в глаза, но не стоит бояться смотреть в сторону. Если вы знаете, с какой стороны ваш профиль смотрится выгоднее (у большинства людей это так), старайтесь, когда будете смотреть вдаль, поворачиваться к аудитории именно этим боком.
  4. Не бойтесь жестикулировать. Конечно, не стоит махать руками, подобно мельнице, но используйте свое тело и голос, чтобы донести информацию до слушателей. Жестикуляция также помогает не вцепляться в кафедру с такой силой, что белеют косточки пальцев.
  5. Постарайтесь, однако, не делать резких и навязчивых движений: не дергайтесь, не раскачивайтесь и не играйте с посторонними предметами (например, авторучкой).
  6. Улыбка внушает доверие. Не стоит приклеивать к лицу постоянную глуповатую улыбку, но старайтесь улыбаться, когда это позволяет ситуация.
  7. Огласите аудитории тему вашего выступления, потом скажите ей это еще раз, а затем повторите то, о чем вы ей только что рассказали!
  8. Меняйте темп, скорость и качество подачи материала. Ускоряйте или замедляйте речь, чтобы подчеркнуть какой-то момент и привлечь к нему внимание слушателей. Меняйте также тембр голоса: для подчеркивания говорите более низким голосом, а шутки произносите более легким тоном.
  9.  


9. Если вы пользуетесь заметками, не перелистывайте их слишком явно, если, конечно, не хотите своими действиями рассмешить аудиторию. 10. Избегайте книжных выражений.
Ц. Не усложняйте! Чаще используйте примеры, иллюстрации, сравнения. Вне зависимости от осведомленности слушателей, никогда не повредит облегчить восприятие для любой аудитории.

Материал должен быть сжатым, кратким, простым и конкретным.

  1. Делайте акцент на положительные моменты. Не стоит выглядеть мрачным пессимистом, даже если вы ведете речь о загрязнении планеты и гибели всего живого. Предлагайте слушателям конструктивные действия, а не деструктивный пессимизм.
  2. Постарайтесь, насколько это возможно, предугадать вопросы, которые могут возникнуть у слушателей. Например, если вы рассказываете о своем пешем походе в Гималаи, будьте готовы ответить на вопросы о вашей обуви. Еще лучше принести с собой ту пару обуви, в которой вы прошли полпути на Эверест, и продемонстрировать ее аудитории. Привлечение внимания с помощью визуальных средств дает некоторую передышку слушателям, возможно, уже слегка утомленным постоянным звучанием вашего голоса.
  3. Немедленно реагируйте на замечания из зала, с которыми вы не согласны, или на те, что уводят в сторону от темы беседы. Вежливо их отвергайте, объясняя, по какой причине это делаете, а затем решительно возвращайте разговор в русло прежней темы.
  4. Скажите несколько добрых слов по поводу ваших коллег, вашей организации, следующей книги, которую вы пишете, или следующего альбома, который вы записываете, или еще что-либо в этом роде.
  5. Ваша речь должна содержать элементы юмора. Вам не обязательно веселить слушателей смешными историями - просто сами попытайтесь с юмором взглянуть на предмет вашей беседы, а аудитория с удовольствием это поддержит.
  6. Контролируйте аудиторию. Следите за признаками скуки,или за желанием слушателей задать вопросы. Если кто-то начинает зевать, заметьте с напускным сожалением: Я, конечно, не хотел до такой степени утомить присутствующих, однако.... Если кто-то из слушателей начнет громко перешептываться между собой, поинтересуйтесь, не хотят ли они задать вопрос,- обычно этот прием моментально помогает утихомирить излишне разговорчивых!
  7. И, наконец, излучайте энтузиазм! Если вам действительно интересно то, о чем вы рассказываете, ваш энтузиазм непременно передастся аудитории. Даже если слушатели не очень-то интересуются темой лекции, ваше удовольствие от предмета и его доскональное знание не дадут им возможности соскучиться.
  8.  


Часть II. Обучающие упражнения по управлению персоналом
Раздаточный материал ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Рекомендации для работы дома по практике и закреплению знаний

  1. Регулярно смотрите телевизионные программы, особенно внимательно наблюдайте за ведущими различных ток-шоу, дикторами программ новостей и телерепортерами с целью анализа методов и способов подачи ими материала, а также их поведения перед многочисленной аудиторией.
  2. Просматривайте заголовки газет и регулярно следите за новостями, чтобы находить дополнительный материал к темам ваших публичных выступлений.
  3. Находите время для развития навыков публичных вступлений: иногда можно провести вечер вопросов и ответов с коллегой или членом вашей семьи. Записывайте свою речь на магнитофон и критически прослушивайте записи.
  4. Специально готовьтесь для особых случаев. Перед важным выступлением полезно обкатать его тему перед небольшой, но профессионально подготовленной аудиторией. Иногда нелишним бывает посетить перед подобным мероприятием кратковременный семинар по различным аспектам публичных выступлений.
  5.  


42. Радиоинтервью
Анализ ситуации о том,
как справляться с трудными вопросами
Необходимое время. Около 1 часа. Цели

  • Развить уверенность участников при разговоре с агрессивными собеседниками.
  • Практика утверждающего поведения.
  • Повысить уверенность и самооценку.

Размер группы. Команды по 3-5 человек.
Условия проведения. Классная комната с отдельными столиками. Подготовьте для каждого участника по одному экземпляру Сценария и Рекомендаций для Элисон.
Проведение
1. Тема агрессии всегда связана с эмоциями. У вас могут быть собственные представления по этому вопросу, поэтому можно провести данное упражнение несколько иначе. Мы же начинаем с предположения, что двумя основными проблемами, с которыми встречаются тренеры при попытке объяснить слушателям необходимость такой формы обучения, - это пассивность и/или агрессия отдельных участников тренинга или всей группы в целом. Нам кажется, что взрослые, особенно занимающие ответственные посты, иногда принимают агрессивную позицию, когда их отсылают обратно на школьную скамью.

Они могут ощущать себя как будто обезоруженными и предпринимать попытки уйти из-под контроля тренера, чтобы восстановить переместившийся, на их взгляд, центр власти.



Содержание раздела