Техники изменения оценки.
Изменение оценки. Несмотря на то, что нас с детства учат быть объективными, человек существо чрезвычайно субъективное. Он зависит от собственных оценок.
Если он когда-то совершенно бессознательно решил, что какая-то ситуация плохая, это переживание будет сопровождать его всю жизнь, пока он с этим не разберется.
И ведь все бы ничего, но свое поведение, то, что человек делает, он обычно строит на основе предыдущего опыта. И если он решил, что при виде этого мужчины нужно испытывать жгучую неприязнь (причем неважно, как сознание логически объясняет правильность или неправильность этого), то так она и испытывается, эта жгучая неприязнь. Вне зависимости от того, нужно это или нет, полезно или вредит.
Предлагаемые техники – это способ менять отношение, переоценивать события, людей, собственные действия..
.
Когда я занимался ребефингом, мне понравилась одно высказывание:
Если человек пытается разделить мир на плохой и хороший, он не может этого сделать - мир остается таким, какой он есть. Но он дробит на части собственное сознание.
Можно сказать, что проблема – это то, что мы не хотим принять, отвергаем в себе (или мире - но дробим собственное сознание). И решением проблемы тогда будет являться интеграция отторгнутых частей нашего сознания, а одним из способов - переоценка.
К стати – это только левое полушарие оценочное (а сознание более левополушарно), в правое безоценочно.
Это и одно из объяснений названия Интегральная Графика.
Техника Новое отношение. 1. Старое отношение.
Нарисуйте сюр отношения, оценки, которые вы хотите изменить. Это может быть отношение к событию, человеку, вещи, собственной эмоции или поведению.
Например: отношение к неловкой ситуации в прошлом, ненависть к соседу по парте, злость на себя за собственную неловкость.
Но здесь вам необходимо нарисовать только отношение, без самого объекта. При этом даже не обязательно вживаться в эти оценочные переживания. Можно только их для себя обозначить, или сказать себе: Рисую отношение к ....
2. Новое отношение.
А теперь нарисуйте сюр нового отношения к этому объекту. При чем старайтесь его не определять сознательно. Пусть это придет само - рука рисует и рисует...
Можно точно так же сказать себе: Рисую новое отношение к ....
3. Экологическая проверка.
Подумайте, полностью ли вас устраивает сюр Новое Отношение? Не хотите ли вы что-нибудь дорисовать или добавить. Если он не соответствует тому, что вы хотите, и это невозможно исправить простой дорисовкой, то вернитесь на второй шаг и нарисуйте снова.
4. Соединение.
Если вас все устраивает, то соединитесь с сюром Новое Отношение. Помните – если рука промахивается, то это означает, что вы нарисовали что-то не совсем так. Вернитесь на второй шаг и попробуйте снова.
5. Отказ от старого отношения.
А теперь порвите сюр Старое Отношение. Порвать – это символ отказа. Поэтому так же можно сжечь, полить кислотой, утопить в унитазе и т.п.
Но соблюдайте технику безопасности – ради изменения отношения к этому человеку совершенно не обязательно поджигать собственный дом.
6. Проверка.
Проверьте на сознательном уровне, как изменилось ваше отношение. Попробуйте представить себе тот объект, с которым вы работали. И определите, какие он теперь вызывает у вас эмоции.
Это то, что вы хотели чувствовать? Или это какое-то новое для вас отношение, о котором вы даже не думали?
Техника Новая оценка. 1. Сюр объекта.
|
Рисуется сюр объекта (ситуация, человек, вещь), вызывающего неприятные эмоции. Единственное – чтобы это не было очень важным и сильным, для того, чтобы первый опыт был положительным. |
И учтите, что здесь очень важно рисовать именно объект, без оценки. То есть, если это ситуация, то это само событие, сами действия, без оценок. Оценка - это когда вы вспоминаете ситуацию и думаете: О, как я плохо поступил тогда, или как они меня обидели... Это оценка.
А объектом будут являться те эмоции и переживания, которые вы непосредственно испытывали в самой ситуации.
2. Старое отношение.
Мысленно обозначьте на столе пространство, которое будет сейчас для вас рабочим. А теперь положите ваш сюр в такое место на столе, которое бы обозначало те эмоции, которые вы испытываете при воспоминании об этой ситуации (человеке, вещи и т.д.).
И чем меньше включается голова, тем лучше. Некоторые даже делают так: отпускают руку с сюром и она сама двигает его туда, куда нужно.
4. Соединение.
Если та эмоция, оценка, которую обозначает это место, вас устраивает, то вы соединяетесь с сюром.
Если нет – продолжаете двигать сюр до тех пор, пока вы не найдете подходящее для него место. Вы так же продолжаете его двигать и в том случае, если при соединении рука промахнулась.
5. Проверка.
И, естественно, стоит проверить, чем закончилась ваша работа. Как изменилось ваше отношение к объекту (ситуации, человеку, вещи). Попробуйте представить себе тот объект, с которым вы работали.
И определите, какие он теперь вызывает у вас эмоции. Это то, что вы хотели чувствовать? Или это какое-то новое для вас отношение, о котором вы даже не думали?
Техника Отказ от Претензий. В этом варианте работы вы пробуете нарисовать ваши претензии (к ситуации, к человеку, к самому себе...), отдать ваши отрицательные эмоции бумаге, а потом эту бумажку порвать, сжечь, выбросить – то есть символически уничтожить. При этом старайтесь выразить эти эмоции наиболее сильно, если карандаш скрипит и почти рвет бумагу – это прекрасно!
Лучше всего, что бы останки от претензии, как то: пепел, обрывки, обрезки, и т.п. вы самостоятельно выбросили на помойку. И символично, и гигиенично!
Так же эта техника хорошо работает с любыми сильными эмоциями: страхом, ревностью, завистью...