d9e5a92d

Выворачивание мира


Широкое распространение абортов, проблемы психологической адаптации женщины, решившихся на аборт, отношение к аборту в культуре и т.п. - все это определяет необходимость глубинного психологического рассмотрения мотивов, переживаний, сопутствующих совершению аборта. В медицинской и социологической литературе анализируются различные аспекты проблемы аборта. Что же касается психологических и психоаналитических исследований, то они как бы вытесняют эту проблему на периферию своего внимания.
Прежде всего необходимо отметить, что психологические аспекты проблемы аборта должны быть рассмотрены в контексте проблемы психологического статуса женщины, они неразрывно связаны с амбивалентностью женственности, особенностями ее становления и проявления. Психоаналитические исследования становления женственности [2; 3; 4; 5; 6] позволяют подойти к проблеме аборта в ее внутреннем содержании, рассмотреть неосознаваемые механизмы, управляющие поведением женщины, решающейся на аборт и т.п.
Рассмотрим дискурс аборта. Аборт - искусственное прерывание беременности. Воля женщины, решившейся на аборт, может детерминироваться множеством внешних социальных, психологических причин.

Но при этом необходимо отметить, что в решении сделать аборт присутствуют неосознаваемые детерминанты, связанные с глубиннопсихологическим смыслом понятий женственность, мужественность, беременность, аборт, жизнь, смерть т.д.
Физически аборт связан с умиранием плода и выделением при этом крови из тела женщины. Символически выделение крови прочерчивает грань между жизнью и смертью, между двумя временными состояниями, между умиранием и возрождением.
Разворачивание женственности на протяжении всей жизни у женщины соотносится с символическим умиранием - возрождением и выделением крови. В раннем возрасте “умирание” проявляется в переориентации сексуальности девочки на отца, разрыве с матерью, в отрицании своей женственности [3]. Это сопровождается фантазиями о боли, крови, кастрации. Возраст менархе приносит “умирание” девочки в девушке, умирание с кровью, с оживлением и насыщением архаических фантазий о кастрации. Вступление в половую жизнь, сопровождается переходом в новое психологическое и часто социальное состояние - умирает девушка, возникает женщина.

Боль и кровь дефлорации, а также вытесняемая агрессия на мужчину становятся определяющими факторами развития взрослой женской сексуальности. Наконец, еще одним “кровавым делом” в жизни женщины становятся роды и аборт; пVрождение и убийство, идущие из одного источника. И в родах и в аборте происходит символическое умирание целостности тела, симбиоза женщины с плодом и возрождение в ином качестве.
Если для мужчины кастрация является символической угрозой, которую он на протяжении своей жизни пытается преодолеть (в случае реальной кастрации мужчина как мужчина исчезает), то для женщины кастрация осуществляется на всех описанных ступенях как реальное, сопряженное с кровью действие, придающее женщине ее специфику. Жизнь женщины это внутренняя тайная война, и мы периодически наблюдаем лишь кровавые следствия такой войны.
В этом смысле аборт - наиболее прямое кастрирующее действие. Если в момент родов женщина отделяет от себя часть своего тела, т.е. “кастрируется”, то в результате родов она приобретает ребенка в качестве фаллического заместителя. В ситуации аборта “кастрирующий” нож заходит в глубь тела женщины, лишая ее внутреннего фаллоса, и не оставляет его внешнего заместителя. Происходит не просто выворачивание внутреннего во внешнее (как, например, в родах), а разглаживание топологической структуры женщины, распрямление в плоскость. Тем драматичнее переживается аборт, ибо он не только совершает специфическое для женщины действие, но в какой-то момент “снимает” женственность.

В этом противоречивая функция аборта для означения женщины.
После аборта возможно бесплодие. Зная это, женщины тем ни менее бессознательно “предпочитают” данное средство контрацепции. Противоречие состоит в естественном стремлении женщины к утверждению женственности (в пределе - это беременность) и стремлении к снятию женственности в последействии аборта.



Складывается впечатление о стремлении к балансированию между женственностью и маскулиннизацией. Женственность утверждается через самоотрицание.
Аборт также маркирует половое время женщины. Для мужчины время линейно, для женщины протекает “сикось-накось”, т.е. выворачиваемо [1,С.59]. В этом смысле рассмотрение проблем женщины не может быть сделано “прямым” взглядом, а только скользящим по выворачивающейся поверхности.
Аборт, возобновляющий менструацию, это вероятностное возвращение в любое “время крови”, актуализация архаических переживаний (травмы рождения, менархе, дефлорации, ранения и т.п.). Точно также, беременность - это возвращение в любое время потенциальности, например, с регрессией к детству. Периоды крови маркируют нелинейное время женственности.
Амбивалентность природы женщины в своем пределе проявляется как равновесие беременности и выкидыша (аборта). Модель маточной войны [2] показывает биологическое и психологическое отношение внутри симбиоза матери и плода. Стремления к сохранению плода и отторжению его от матки бессознательно конкурируют друг с другом. Субъективное принятие женщиной определенного решения осознанного или бессознательного определяет судьбу плода. В аборте он сознательно изгоняется из чрева, т.е. реализуя одну из тенденций.

В этом смысле, женская амбивалентность есть равновесия жизни и смерти, конструктивности и деструктивности.
В рамках обозначенного дискурса проведено пилотажное психологическое исследование отношения к аборту. В исследовании участвовали студенты, не делавшие аборта. Они составляли рассказы по темам, побуждающим представить переживания женщины, совершившей аборт.

В результате обозначились несколько комплексов возможных переживаний.
Прежде всего отмечается переживание физической и душевной боли, сопричастности со смертью, страхом смерти. Примыкает к этому переживание пустоты, потери чего-то важного. По-видимому, пустота конституционно связана с женственностью, соответствует внутреннему напряжению, женскому варианту кастрационного комплекса.

Аборт, таким образом, обозначает через боль и кровь исключительное чувство онтологической пустоты.
Переживание освобождения рационализируется как освобождение от проблемы. В этом комплексе переживаний, вероятно, отражаются анальные аспекты женственности. Освобождение соответствует опорожнению.
Комплекс переживаний, связанных с чувством вины перед ребенком, партнером, другими, самой собой, выстраивается, по-видимому, на основе вытесненной агрессивности в отношении плода, которая по внешним причинам реализовалась в аборте. Агрессия на интроецированный объект (физически - на зачатый плод) соотносится с мазохимическими установками женщины, результатом этой агрессии является депрессивность после аборта.
Агрессивный аспект переживаний аборта реализуется также в прямой объектной агрессии на партнера, обстоятельства, весь мир. В данном случае наблюдается выбрасывание сдерживаемого до сих пор враждебного импульса женщины, полная власть деструктивности. Это подтверждает тезис, что в аборте присутствует выраженный агрессивный потенциал, реализованный как в обиде на других, так и в самом производстве аборта.
Выделенные комплексы переживаний согласуются с теоретической моделью переживания аборта. Дальнейшее эмпирическое исследование, получение клинических данных позволит, на наш взгляд, расширить представления о психологии аборта, позволит описать психозащитные механизмы, сопровождающие решение женщины о производстве аборта и компенсирующие ее психологические потери.
Литература.
1. Зимовец С. Молчание Герасима. Психоаналитические и философские эссе о русской культуре. - М.: Гнозис, 1996. - 168 с.
2. Фанти С. Микропсихоанализ: Пер. с итал. - М., 1995. - 352 с.
3. Фрейд З. Некоторые психологические следствия анатомического различия полов (1925): Пер. с нем. // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Беларусь, 1991, С.549 - 558.
4. Хорни К. О происхождении комплекса кастрации у женщин (1924): Пер. с англ. // Хорни К. Женская психология. - СПб.:Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993, С.6 - 25.
5. Хорни К. Уход от женственности (Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин) (1926): Пер. с англ. // Хорни К. Женская психология. - СПб.:Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993, С.26 - 40.
6. Abraham K. Auberungsformen des weiblichen Kastrationskomplexes (1921) // Abraham K. Psychoanalytische Studien. Gesammelte Werke in zwei Banden. Bd 2. - F/M.: S.Fischer Verlag, 1971, S.69 - 99.



Содержание раздела