Курс истории экономических учений занимает важное место в формировании научного подхода к экономическим проблемам развития общества. Рассматривая в определенной последовательности процессы возникновения и развития экономических идей, история экономических учений отражает ступени интеллектуального развития человечества, как субъективного фактора общественного прогресса.
В течение семидесяти лет советская экономическая наука развивалась в основном в рамках марксистской школы, характерной чертой которой было революционное отрицание капиталистического способа производства, как несовместимого с высокими идеалами гуманизма и общечеловеческими ценностями. Энергичный тезис К.Маркса: “Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют” - был четким определителем в идеологической и политической борьбе, в оценках той или иной экономической теории.
Под знаком идеологизированных оценок оказались и учебники по истории экономических учений, опубликованные в период противостояния двух мировых систем. Вместо объективного анализа экономических теорий господствовало деление на “наших” и “не наших”, а критерием истины была не практика, а соответствие, или несоответствие, тех или иных концепций определенным цитатам основоположников марксизма и их последователей.
Вместе с тем попытки некоторых авторов рассматривать историю экономических учений как идеологически нейтральную науку, представляются недостаточно корректными. Человечество прошло ряд этапов развития, существенно отличающихся друг от друга своими социально-экономическими структурами, положением человека труда в обществе. Так, в рабовладельческих государствах раб был отчужден не только от собственности на средства производства, но и от своей человеческой сущности и официально именовался “говорящим орудием”.
В феодальный период истории существовала крепостная зависимость со всеми атрибутами принуждения к труду. Капиталистическое общество, с его общедемократическими лозунгами: Свобода! Равенство! Братство! - в экономических отношениях характеризуется куплей-продажей рабочей силы юридически свободного человека, однако, отделенного от средств производства как от собственности.
В современный период, в развитых странах растет удельный вес рабочих-собственников, которые, являясь акционерами предприятий, получают не только заработную плату, но и дивиденды на акции. Весь ход исторического прогресса неумолимо ведет к соединению труда и собственности, как наиболее эффективной формы взаимодействия вещественных и личных факторов производства.
Исторический прогресс нашел отражение в структуре нашего учебного курса. В отличие от формационного подхода, который был типичным для учебников, изданных в советский период, авторы данного учебного пособия рассматривают содержание экономических учений в хронологической последовательности их возникновения и развития, с учетом региональных особенностей и социальной направленности.
Цель курса истории экономических учений:
Во-первых, изложить в систематизированном виде основные экономические учения, отражающие развитие экономических отношений на различных этапах исторического прогресса.
Во-вторых, показать активную роль экономических учений в теоретическом обосновании эффективной политики государства, направленной на разрешение противоречий общественного воспроизводства и ускорение его развития.
В-третьих, активизировать процесс формирования научного экономического мышления студентов экономических вузов и факультетов.