АНТИЧНОЙ ЭПОХИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЕВРОПЕ
1. Экономическая мысль Древнего Востока.
2. Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима.
3. Экономические идеи феодализма в Западной Европе и России.
Особенностью экономической мысли Древнего мира и раннего феодализма была ее органическая включенность в политико-правовую и религиозную идеологию. Иначе говоря, экономическая мысль не была отдифференцирована от других областей духовной культуры. Вместе с тем, специфика исторического развития стран и регионов накладывала свой отпечаток на ее содержание и формы. Так, античные авторы Греции и Рима написали ряд работ целиком посвященных принципам организации частного хозяйства. В этих работах рассматривались как технологические, так и социально-экономические вопросы, давались рекомендации, направленные на повышение эффективности производства.
Письменные источники периода становления феодализма были направлены на закрепление складывающихся экономических отношений.
1. Экономическая мысль Древнего Востока.
Одним из древнейших письменных памятников экономической мысли является “Поучение гераклепольского царя своему сыну” (Древний Египет, XXII век до н.э.). В “Поучении” подчеркивается необходимость эффективного функционирования аппарата управления, состоящего из чиновников различного ранга. Автор рекомендует царю проявлять заботу о чиновниках, поощрять их материально за верную службу, руководствуясь при этом деловыми качествами, а не происхождением.
В “Речении Ипусера” (начало XVIII века до н.э.) получили отражения события, связанные с гражданской войной в Древнем Египте, вызванной усилением государственной эксплуатации, ростом долгового рабства и ростовщичества. Выражая точку зрения господствующего класса, Ипусер сетует на то, что в стране власть перешла к простолюдинам, которые захватили богатства, вскрыли архивы и похитили податные декларации.
Для возрождения старых порядков, опирающихся на деспотически-бюрократический механизм регулирования хозяйственных отношений, Ипусер рекомендует правительству восстановить все должности, не допускать междоусобиц, наладить систему трудовых повинностей по строительству пирамид и водохранилищ, укрепить боевую мощь государства.
Интересным памятником экономической мысли Древнего мира является кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до н.э). Посредством введения системы законов царь пытался остановить массовое разорение мелких производителей и развитие долгового рабства. Эти процессы уменьшали численность свободного населения, которое было основным источником формирования армии и поступления налогов. Законы запрещали продажу и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных. Ростовщическая эксплуатация ограничивалась 20% денежной ссуды и 33% натуральной ссуды.
Долговое рабство ограничивалось тремя годами. Признавалось и защищалось право частной собственности на землю и другие объекты хозяйственной деятельности.
Крупным письменным памятником Древней Индии является “Артхашастра” (конец IV века до н.э.), автором которого традиционно называют Каутилью, однако некоторые исследователи полагают, что ему принадлежит основа произведения, которое затем дополнялось другими авторами. Слово “артха” означает, что речь идет о пользе, материальной выгоде, а “шастра” переводится как наука, научное произведение. В “Артхашастре” показана важная роль государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть активным. Его деятельность подробно регламентирована в течение дня и ночи.
Государственный аппарат, состоящий из чиновников, контролирует все стороны жизни, в том числе различные отрасли народного хозяйства. Ведущей отраслью Древней Индии было сельское хозяйство, и, прежде всего, земледелие. На государство возлагалась обязанность заселять и обустраивать новые земли.
Земледельцы получали землю в личное пользование при условии уплаты налогов государству, которое строило оросительные системы и помогало общинам в освоении земель.
Денежные отношения в тот период были достаточно развитыми и автор “Артхашастры” подробно описывает функции главы финансового ведомства, который должен собирать налоги и руководить различными финансовыми подразделениями. Доходы государства складывались из прибыли государственных хозяйств и всевозможных пошлин и налогов. Расходы направлялись на развитие ведущих отраслей экономики и проведение общественных работ.
Важное значение придавалось документированному учету и контролю за доходами и расходами государства. Предусматривались меры борьбы с казнокрадством. (Уже тогда это было!)
Огромную роль в истории общественной мысли Древнего Китая сыграло конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был ярким выразителем интересов родовой знати, позиции которой в тот период значительно ослабли. По мнению Конфуция, важное значение в стабилизации социально-экономической системы имел моральны фактор, отношения между возрастными и социальными группами.
Почтительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, - учил Конфуций, - укрепляет государство. Рассматривая государство как большую семью, правителя он называл “отцом народа”, который мудро заботится о благе всех. Конфуций рекомендовал распределять богатство государства более равномерно, уменьшить бремя налогов, тщательнее учитывать цикл земледельческих работ и более эффективно привлекать народ к исполнению трудовых повинностей.
Продолжателем учения Конфуция был Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.), живший в период “борющихся царств”. Характерными чертами этого периода были усиление деспотической власти, военные грабежи, обострение классового антагонизма. Мэн-цзы предлагал установить четкий порядок в обществе, которое состоит из управляющих и управляемых.
Последние должны работать на первых, кормить господствующее сословие. Для этих целей предлагалось размежевать общинные земли на девять равных участков. Девятый участок крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай с этого участка направлять в распоряжение чиновников государства.
Как и Конфуций, Мэн-цзы рекомендовал правителям быть умеренными при взимании налогов, а также ценить время земледельцев, работающих на своем поле.
Своеобразными взглядами отличался представитель конфуцианской идеологии Древнего Китая Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.). Он, в отличие от Конфуция и Мэн-цзы, исходил из злой природы человека, которая может измениться в лучшую сторону лишь под влиянием практической деятельности. Сюнь-цзы поддерживал стремление человека к богатству, если тот действовал в рамках закона.
Сюнь-цзы принадлежит идея о необходимости общественного разделения труда, повышающего эффективность производственной деятельности. Деление на богатых и бедных Сюнь-цзы рассматривал как естественное состояние общества, освященное властью правителя. Люди разных рангов должны носить разную одежду.
В своей деятельности простолюдины должны руководствоваться, по мнению Сюнь-цзы, законами государства, а господствующие слои - ритуалами.
Сюнь-цзы сформулировал три главных принципа, которыми должна руководствоваться экономическая политика государства:
Под достатком понимался такой уровень потребления, который соответствует социальному рангу человека. Регламентация государственной властью производства, распределения и потребления рассматривалась Сюнь-цзы как важный фактор, стабилизирующий экономическую жизнь общества.
В VI-V веках до н.э. в Китае возникло отличное от конфуцианства направление идеологической жизни - легизм, который отраNал новые тенденции хозяйственного развития и, прежде всего, усиление экономической роли государства. Легисты подчеркивали значение законов в управлении обществом. Они осуществляли реформы, направленные на политическую и экономическую централизацию государства.
Возникновение легизма связано с именами двух крупных политических деятелей Китая того периода - Цзы Чаня и Ли Куя. Эти деятели придавали важное значение развитию земледелия и укреплению государства. Их последователь Шан Ян изложил свои взгляды в “Книге правителя области Шан” (конец IV - начало III в. до н.э.).
В своем учении Шан Ян отводил важнейшую роль в хозяйственной жизни общества земледелию. Перед правительством он ставил задачу по накоплению продовольственных резервов для содержания чиновников и ведения захватнических войн. В целях увеличения собираемости налогов Шан Ян предлагал провести всеобщую подворную перепись крестьянства и ввести единый налог с количества собранного зерна. Он резко критиковал хлеботорговцев, которые в урожайные годы скупали зерно по дешевке, а в неурожайные годы при продаже купленного зерна повышали на него цены.
Шан Ян выступал за стабильные цены, за повышение пошлин на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества, которое в этих условиях занялось бы земледелием.
Дальнейшее развитие идеи государственного регулирования хозяйства получили в трактате IV века до н.э. “Гуань-цзы”. Группа авторов трактата разработала систему государственного регулирования экономики методами активной экономической политики государства, учитывающей рыночную конъюнктуру. Развитие земледелия и создание хлебных резервов рассматривались в трактате как важнейшее условие стабильной экономики.
Для повышения эффективности сельского хозяйства в трактате предлагалось правителям равномерно распределять посевные участки между крестьянами, не отвлекать крестьян на государственные нужды во время земледельческих работ, а уровень налогов с них поставить в зависимость от плодородия почв. Авторы трактата предлагали определенную регламентацию крестьянских повинностей, объем которых мог меняться в зависимости от изменений экономической ситуации в государстве.