d9e5a92d

Новая дикая идея


Новая дикая идея: изготовить многослойную оболочку из бумаги, пропитанной клеем! После 65 испытательных полетов решено отправляться в кругосветный полет. Старт назначен на 14 декабря 1986 года с базы ВВС "Эдвардс". Впервые все шестнадцать баков "Вояджера" полностью заполнены топливом.

Сможет ли взлететь эта странная конструкция?
И вот тяжелая машина начинает разбег. Все, пути назад нет: неудачный взлет - это неминуемая катастрофа. Мало кто верит, что этот "летающий бензобак" сможет подняться в воздух. Действительно, некоторое время самолет не может оторваться от взлетной полосы.

Вот шасси попали в небольшую выбоину, самолет вздрогнул, перегруженные топливом крылья прогнулись и со скрежетом коснулись земли. Все замерли. Катастрофа?!

Нет, крылья выпрямились, и "Вояджер", как бы нехотя, начал набирать высоту.
Провожавшие гадали: долетит - не долетит. Только полет даст ответ, была ли это смелая инженерная идея или обычная авантюра, коим в истории техники несть числа. Полет проходил в тяжелых условиях: несколько раз останавливался задний двигатель, выходил из строя бензонасос и приходилось вручную качать топливо, не удалось избежать встречи с тайфуном "Мардж"...

Несмотря на все трудности, Дик и Джина облетели земной шар и через 9 суток 3 минуты 44 секунды приземлились на авиабазе "Эдвардс". В баках оставалось 19 литров топлива...
Полет "Вояджера" сломал привычные представления о рубежах возможного в авиации и открыл новые, совершенно фантастические перспективы ее развития.
* * *
Попробуем выделить особенности творческих достижений в науке и технике:


результат, получаемый творческой личностью, - научное открытие или изобретение - должен быть принципиально новым, никем ранее не достигнутым (никому ранее не удавалось сделать то, что смогли сделать П.Н.Яблочков, Н.В.Гулиа, Р.Вуд, А.Вегенер, братья Рутан...);

  • результат должен быть полезен, т.е. должен расширять и углублять знания об окружающем мире, расширять возможности человечества и, соответственно, способствовать дальнейшему развитию науки и техники (действительно, полезность творческих достижений в рассмотренных выше примерах несомненна);

  • и, как следствие первой особенности, принципиально новый результат ВСЕГДА достигается через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО (то, что было сделано в рассмотренных примерах, в силу различных причин считалось невозможным, невероятным, либо никто не подозревал о такой возможности).
    Кстати, с этой точки зрения учеба также является разновидностью творчества. Отличие в том, что в данном случае все три особенности справедливы только для одного человека - учащегося. По эмоциональному же и самовоспитательному эффекту оба вида творчества очень близки друг к другу. Естественно, это относится к вдумчивому и самостоятельному проникновению в суть изучаемого предмета, а не к обыкновенной зубрежке. Противник N1


    Сработал тормозной двигатель, и спускаемый аппарат космического корабля с нарастающим гулом ринулся в верхние слои атмосферы. Четырехкратная перегрузка вдавила космонавтов в кресла... А почему, собственно, четырехкратная? Что произойдет, если она будет больше или меньше? Оказывается, кроме перегрузок у спускаемого аппарата и экипажа есть и другой враг - перегрев, возникающий при прохождении верхних слоев атмосферы из-за трения о воздух.

    Если траектория спуска будет пологой, "длинной", то перегрузки существенно уменьшатся, но при этом испепеляющий жар уничтожит спускаемый аппарат. Если траектория спуска будет более крутой, "короткой", то аппарат не успеет перегреться, но на экипаж будут воздействовать недопустимо большие перегрузки.
    Ситуация, как видим, очень похожа на творческие задачи, с которыми мы уже успели познакомиться в этой и предыдущей главах. Все они содержат взаимоисключающие, несовместимые требования. Такие задачи характерны для творчества в науке и технике. Это противник N1 для исследователя и изобретателя.

    Решение их находится за гранью возможного и должно полностью удовлетворять обоим противоположным требованиям. Такова особенность решения творческих задач.
    Попытка компромисса, т.е. примирения, лишь частичного удовлетворения противоположных требований НИКОГДА не дает в творчестве положительный результат! Если бы создатели "Вояджера" попытались решить свою задачу путем "оптимального" уменьшения веса каркаса, то никогда не добились бы успеха. Или, допустим, П.Н.Яблочков попытался бы искать способ замедления выгорания угольных электродов в дуговой лампе.



    Такая лампа светила бы чуть дольше, но все равно электроды не использовались бы полностью.
    Несовместимые, взаимоисключающие, противоположные требования, предъявляемые к объекту творческой задачи, называются противоречием.
    Разрешение противоречия возможно только при условии полного удовлетворения содержащихся в нем противоположных требований. В этом мы уже успели убедиться на рассмотренных выше примерах. Возникновение противоречий присуще любому процессу развития, будь то какая-либо область науки, техники или биологическая эволюция.

    Связано это с тем, что любое новое улучшение неизбежно вызывает ухудшение в чем-то другом, возникают несовместимые требования.
    В науке противоречия возникают между существующими знаниями и вновь открываемыми фактами, которые те, старые знания, не могут объяснить. В технике противоречия возникают на стыке потребностей человека, возможностей технической системы и воздействующих на нее претензий внешней среды (природной и технической). В биологической эволюции противоречия возникают между возможностями организма и претензиями внешней среды (условия обитания и другие животные).

    Сделать очередной шаг в развитии можно только преодолев очередное противоречие. Вот несколько примеров.
    В физике в конце XIX века главенствовало представление о волновой природе света, что убедительно подтверждалось экспериментами по интерференции и дифракции. В то же время это не объясняло явления фотоэффекта. Разработанная в 1905 году А.Эйнштейном теория фотоэффекта опиралась на представление о свете, как о потоке частиц. Возникло острейшее противоречие между наблюдавшимися фактами и их истолкованием.

    Противоречие было разрешено с созданием квантовой механики. Возникло противоречие между ней и классической механикой...
    На одном из ранних этапов развития авиации попытки дальнейшего увеличения скорости "разбивались" о шасси самолета, которые создавали дополнительное лобовое сопротивление. Сначала авиаконструкторы шли путем компромисса - пытались закрывать шасси специальными обтекателями, не замечая противоречия: шасси необходимо, чтобы совершать взлет и посадку, и оно вредно в полете. Проблема была решена с изобретением убирающегося шасси. С увеличением скорости возникло новое противоречие: на взлете необходим малый шаг винта, а для скоростного полета - большой. Никакой "оптимальный" шаг винта его не решал.

    Противоречие было разрешено с изобретением винта переменного шага...
    Немало подобных противоречий возникало и в реактивной авиации. Например, на малых скоростях требуется большая площадь крыла, а на сверхзвуковых - малая. В ряде современных конструкций используются крылья с изменяемой геометрией.

    Кстати, одним из первых эту идею еще на заре развития авиации высказал знаменитый писатель Джек Лондон (рассказ "Воздушный шантаж").
    На ранних этапах освоения суши строение ротовой полости древнейших животных препятствовало одновременному дыханию и питанию. Проще говоря, слишком велик был риск задохнуться. Именно это противоречие, как установил известный палеонтолог И.А.Ефремов, сдерживало дальнейшее освоение суши. В процессе эволюции в ротовой полости пресмыкающихся развивались особые кости-отражатели, препятствующие попаданию пищи в легкие.

    Увеличивался объем ротовой полости для более свободного прохождения воздуха. Но противоречие было разрешено, когда у высших зверообразных ящеров и крокодилов возникло вторичное небо, разделившее ротовую полость на две части: верхняя использовалась только для дыхания.
    Противоречия существуют везде, где возникают несовместимые требования. Благодаря этому диапазон творчества необычайно широк. Из выше сказанного можно сделать важный для практики вывод: творческая задача - задача, содержащая противоречие; правильная постановка такой задачи заключается в выявлении этого противоречия.
    * * *
    Попробуйте самостоятельно решить три задачи, не имеющих никакого отношения к науке и технике. Задача N15:
    Великий русский художник В.В.Верещагин стремился, чтобы зрители его картин чувствовали себя "участниками" изображаемых событий. Это предъявляло к картинам несовместимые требования. Изображаемые события должны изменяться, развиваться во времени, но картина это лишь застывшее мгновение.

    Как можно повысить степень реальности изображаемого? Задача N16:
    Одну из своих самых потрясающих антивоенных картин - "Апофеоз войны" - В.В.Верещагин снабдил саркастической надписью: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".
    ...Над мертвой степью на фоне руин некогда цветущего города высится огромная пирамида из... человеческих черепов. Вокруг ни единой души, кроме туч воронья.
    Сюжет картины не вымышлен.



    Содержание раздела